ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Пиратство, похоже, снова в моде. Но в XXI веке оно растеряло свой романтический облик, созданный писателями и голливудскими режиссёрами. Если в кино капитан Джек Воробей - всеобщий любимец , то в реальной жизни капитан катера с десятком бравых парней на борту - обычный преступник. За последний год сомалийские пираты резко активизировали свою деятельность. Судите сами - менее чем за 11 месяцев произошло более 80 нападений, 37 захватов и около 15 судов до сих пор находятся в руках морских головорезов.
Вот лишь недельная сводка (с 18 по 24 ноября) пиратских нападений, которую ведёт издание "Морской бюллетень":
18.11.2008, Аденский залив
Владельцы рыболовного судна позвонили в Центр Куала-Лумпур и сообщили, что судно было атаковано пиратами с трёх лодок и захвачено, после чего уведено в сомалийские воды.
18.11.2008 0600, Аденский залив
Пираты захватили проходивший балкер с экипажем 25 человек и увели его в сомалийские воды. Речь идёт о захвате балкера DELIGHT (валовая 25768, постройки 1986, флаг Гонконг, оператор иранская IRAN SHIPPING LINES). Балкер с грузом 36000 тонн пшеницы следовал в Бандар Аббас, Иран, то есть после прохода Суэцким каналом в восточном направлении.
20.11.2008, Гана
8 вооружённых холодным оружием грабителей взобрались на борт стоявшего на якоре контейнеровоза по якорь-цепи. Грабители схватили двух вахтенных моряков, связали их и забрали всё, что при них было. После взломали кладовые на баке и вынесли, сколько смогли унести. Вахтенный штурман на мостике начал вызывать схваченных грабителями моряков по рации воки-токи, услышав это, грабители спустились за борт, где их поджидала лодка.
21.11.2008, западное побережье острова Лусон, Филиппины
Три лодки с корпусом, окрашенным в голубой цвет, начали преследовать проходивший балкер. Балкер увеличил скорость, начал маневрировать, запросил помощи по рации и активировал тревожную кнопку. Пираты преследовали балкер в течение 30 минут, но высадиться не сумели и прекратили погоню.
22.11.2008, Сингапурский пролив
Пятеро вооружённых холодным и огнестрельным оружием пиратов взяли на абордаж проходивший танкер - то есть, сблизились с танкером на лодке и перебрались на его борт. Украли некоторое имущество, но как только их обнаружили и объявили тревогу, тут же вернулись в свою лодку. Экипаж не пострадал.

Поначалу это казалось не более чем одной из небольших международных проблем, коими Африканский континент, чего уж скрывать, постоянно снабжает весь остальной мир. Затем пиратов сравнивали с моськой, которая нет-нет да пытается цапнуть слона за ногу. Через некоторое время о сомалийском пиратстве заговорили всерьёз в целом ряде стран, суда которых были подвержены нападениям или захвачены флибустьерами XXI века. А в последнее время тема пиратства порой даже перекрывает новости о мировом финансовом кризисе. Это ли не показатель?!
В чём же сила сомалийских пиратов, которые продолжают захватывать суда, несмотря на то, что регион патрулируют военные корабли как минимум десяти стран - США, Великобритании, Франции, Нидерландов, Испании, Италии, Дании, Индии, Малайзии?

Прежде всего, стоит отметить, что внутриполитическая ситуация внутри Сомали создаёт самые что ни на есть тепличные условия для возникновения пиратства. Анархия в стране и выгодное географическое положение позволяет пиратам неделями и месяцами удерживать захваченные торговые суда.
Ежедневно через Аденский залив проходит 240-250 судов торгового флота, а это около 20 тыс. кораблей в год.  Они перевозят, по разным данным, до трети всей добытой в мире нефти и более 90% азиатских товаров для Европы. Если ранее многочисленные торговые суда проходили Аденский залив в относительной безопасности, то сейчас десятки и сотни собираются перед входом в залив, чтобы конвой из военных кораблей сопроводил их.
Существует ещё один вариант - путь в обход Африки.
"Если все контейнеровозы с азиатскими ширпотребом, электроникой, автомобилями поплывут в обход Суэцкого канала, стоимость доставки резко вырастёт", - утверждает Михаил Войтенко, главный редактор "Морского бюллетеня", один из экспертов по проблеме сомалийских пиратов.
Возросшая стоимость доставки неизбежно отразится на цене привезённых товаров, а увеличенный её срок может стать причиной перебоев и даже дефицита азиатских товаров.
В результате ситуация может придти к финалу, когда единичные захваты торговых судов могут сказаться на жизни всей планеты.

Поэтому как никогда важно взаимодействие всех стран, нацеленное на методическую борьбу с сомалийскими пиратами. На прошлой неделе Совбез ООН принял резолюцию об ужесточении санкций против морских пиратов
Пока это не помогло. Да, в опасной зоне собраны множество военно-морских кораблей с самых разных стран (с 26 октября в опасной зоне действует российский сторожевой корабль "Неустрашимый"). Но все они действуют разрозненно. Сложившуюся ситуацию Михаил Войтенко называет "редким бардаком" и считает, что так будет до тех пор, пока адмиралы разных стран не договорятся между собой координировать действия.

Борьба с пиратами осложняется ещё и тем, что доказать их вину возможно только в случае, если они будут задержаны в момент нападения на судно. В других условиях доказать факт пиратства весьма сложно.  Оба этих вопроса могут решить международные организации, например ООН.

Алексей Примечаев, Ореанда-Новости.

Читайте также:

Кризис меняет поведение и привычки россиян

Чёрная дыра для нефти

Продать или закрыться. Онлайн-магазинам приходится туго

Коммерческие вузы могут не пережить зиму