ОРЕАНДА-НОВОСТИ  За разговорами о причинах мирового финансового кризиса и его возможных последствиях, которые уже давно звучат не только на международных форумах, но и в офисных курилках, на второй план отходят почти все остальные проблемы, стоящие перед российским обществом: коррупция, правовой нигилизм, бюрократические проволочки, преследование неугодных и множество других.

Все эти, казалось бы, далёкие друг от друга вопросы объединяет связь с одной очень болезненной для нашей страны темой – темой доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти. В то время как страны Европейского союза, а в особенности, страны Северной Европы, стараются сделать максимально прозрачными все предпринимаемые шаги, нам от Советского Союза досталось тяжёлое наследие в виде стремления чиновников утаить информацию от населения, ограничив доступ к ней только служебной необходимостью, а по возможности – засекретить. И точно так же, как в СССР, в вопросах определения и чёткой системы идентификации государственной и служебной тайн царит хаос.

Безусловно, на всеобщее обозрение не должна попадать информация, разглашение которой может нанести ущерб национальной безопасности или экономике России, но действующий режим секретности по ряду вопросов тормозит экономическое и научное развитие страны, является благодатной почвой для коррупции и создаёт условия для преследования отдельных неугодных граждан или целых организаций. Нередко юридическая запущенность в области государственной и служебной тайн и безнадёжное отставание от научно-технического прогресса приводят к явному абсурду.

Этот вопиющий абсурд становится понятен на примере доступа к топографическим и геодезическим материалам, а также использования навигационного оборудования.

Для иностранца, который привык, что в современном мире дистанционное зондирование Земли из космоса и системы спутниковой навигации позволяют без особых временных затрат подробно изучить любой участок поверхности нашей планеты, это покажется удивительным; но в России по-прежнему карты масштаба 1:100000 (в 1 см – 1 км) имеют гриф "для служебного пользования", а более точные карты могут и вовсе быть секретными, даже не неся на себе никакой угрожающей безопасности страны информации. Регулирование этой сферы определено в постановлении Правительства РФ № 326 от 28 мая 2007 года "О порядке получения, использования и предоставления геопространственной информации".

Согласно нему, закрытыми для общего пользования являются тематические карты (карты лесов, кадастры земель и т.д.) и даже планы населённых пунктов, выполненные в местной системе координат. Запрещены для обращения карты, содержащие ряд характеристик: максимальная нагрузка мостов, высота линий электропередач, ретрансляторных мачт и т.п. Всё это, как вы понимаете, чревато авариями транспортных средств и низколетящих аппаратов с неизбежными человеческими жертвами.

Вряд ли можно разумно объяснить тот факт, что при очередном пересмотре законодательства в этой области не были сняты ограничения ещё советских времён на точность данных о рельефе местности, поскольку гораздо более точные данные можно получить на месте – при помощи того же GPS-приёмника, а из космоса – с радарного спутникового изображения, которые согласно тому же постановлению распространяются без ограничений.

Постановление сняло большую часть ограничений и на использование спутниковых навигационных приёмников, хотя ещё совсем недавно использование приёмников с высокой точностью определения координат было запрещено. Это сильно задевало не столько рядовых граждан, сколько развитие тех отраслей, где определение координат играет большую роль: замедляло ход земельной реформы, мешало притоку иностранных инвестиций в геологическую разведку, а также создавало проблемы импорта современных электронных устройств, оснащённых заодно GPS-модулем (например, мобильных телефонов с функцией GPS). На сегодняшний день ограничения касаются только определения координат геодезических пунктов (координатных отметок на местности) с точностью более 10 м. Это означает, что запрещено свободное создание геоданных, на которых присутствуют и координаты таких пунктов, и их цифро-буквенное обозначение одновременно. Проще говоря, устраняется возможность индивидуальному пользователю самому создавать точные карты местности. Столь явный прогресс в раскрытии секретов Полишинеля связан, очевидно, с попыткой вывести на рынок отечественную систему ГЛОНАСС, разрекламированную на самом верху.

Однако половинчатые меры вряд ли смогут сделать ГЛОНАСС конкурентоспособным на рынке навигационных услуг. Если раньше разработка гражданских приёмников ГЛОНАСС была априори убыточной из-за большей точности приёмников GPS, то теперь отечественной системе придётся не просто конкурировать, а отвоёвывать себе место на рынке. Одним из преимуществ ГЛОНАСС могло бы стать более совершенное программное обеспечение и сочетаемые с ним лицензионные топографические материалы, но рассмотренные выше ограничения на них полностью нивелируют эту возможность. В то же время производители GPS-приёмников не ставят перед собой задачу пресечь возможность использования карт высокой точности или самому создавать геоданные.

Курирующий вопрос отечественной спутниковой навигационной системы вице-премьер Сергей Иванов оценил рынок устройств по определению координат до 2010 г. в 2,7 млрд. долларов США. Однако средний срок службы таких устройств не превышает трёх лет, а их количество будет расти и после 2010 г. Иными словами, вопреки здравому смыслу, российский производитель в России упускает рынок, оцениваемый в миллиард долларов ежегодно. Впрочем, из-за длительной нерешительности бюрократической машины этот рынок может быть уже упущен.

Для сравнения, в США вопрос определения координат был окончательно решён в пользу свободной навигации после трагического случая с южнокорейским Боингом, сошедшим с курса в 1983 году и сбитым советскими ВВС.

Другой областью, где изобилуют секреты, безусловно, являются архивы органов государственного управления. Разумеется, и здесь есть некоторые положительные преобразования, и работа по рассекречиванию ведётся во много раз более активно, нежели при советской власти. Но организация этого процесса построена с такой любовью к бюрократизму и таким равнодушием к сотрудникам архивов, что на рассекречивание многих дел уже после отдачи соответствующих указаний уходят целые годы!

В первую очередь это касается архивов силовых министерств и ведомств. В спецхранах министерства обороны до сих пор ждут своего историка тысячи документов времён Великой Отечественной войны: телеграммы, сводки, внутренние документы госпиталей и трибуналов, планы боевого применения войск. Конечно, на фоне упускаемых миллиардов в сфере картографии, здесь бессмысленно говорить о финансовых потерях. Но что, как не опубликование этих материалов, позволит раз и навсегда покончить с массовыми спекуляциями вокруг самых болезненных для нашей недавней истории вопросов. Неужели кто-то из военачальников рассчитывает использовать планы шестидесятилетней давности в будущей войне? А если нет – станет ли кто-то возражать против того, что опубликование этапов боевого пути многочисленных соединений и частей, увековечивание неизвестных доселе подвигов, да и просто освещение новых подробностей жизни и смерти родственников тысяч и тысяч россиян принесут гораздо больше толку в патриотическом воспитании, нежели сомнительного качества сериалы и миллионы пыльных ленточек на антеннах машин и сумках?

Для бездействия, впрочем, пока существует формальный повод: по закону срок хранения персональной информации составляет 75 лет. Не берясь судить об обоснованности тотального применения этого правила, скажу лишь, что совсем скоро истекает 75 лет со времени другой неоднозначной страницы нашей истории – репрессий конца 30-х годов. Трагедия людей, ставших, к слову, жертвами шпиономании, тоже может пролить свет на забытые страницы истории, культуры и науки. Но, несмотря на то, что большинство дел уже рассекречено, ознакомиться с ними не так просто, а уж о систематизации этих данных нечего и говорить.

Однако самая большая угроза в названной области заключается в том, что на основании действующих правовых норм практически любой гражданин может быть привлечён к уголовной ответственности за разглашение информации, полученной из открытых источников, и которую он не может идентифицировать как секретную, по причине секретности самих перечней сведений, составляющих государственную тайну. Фигурантами наибольшего числа подобных дел являются российские учёные. Это неудивительно: чтобы завоевать себе "имя", учёный должен публиковаться в ведущих мировых изданиях, выступать с докладами на международных форумах. А, учитывая, сколь огромное значение придаётся у нас инновационным разработкам, в частности, таким передовым направлениям, как нанотехнологии, необходимость взаимодействия научных школ возрастает в разы. Но обмен даже самой невинной информацией может быть квалифицирован в России как разглашение гостайны.

Но не только учёные могут пострадать от правовой неразберихи и упёртости контрразведчиков. В группе риска экологи, журналисты, адвокаты…да кто угодно! Вызвано это в первую очередь тем, что государственная тайна в России носит ведомственный характер. То есть, каждое ведомство само разрабатывает перечень сведений, составляющих государственную тайну, и имеет также право этот перечень засекретить, каким правом и пользуется. Получается, что одну и ту же информацию одно ведомство может считать несекретной, а другое – секретной. Причём, узнать это до опубликования информации невозможно, так как ведомства не согласуют перечни даже друг с другом.

Другой щекотливой проблемой является проблема экспертизы информации. Ведь это только в кино к услугам спецслужб всегда есть профессионалы в любой области. В реальности всё иначе.

Возникает странная ситуация: отнесение к государственной тайне информации, известной широкому кругу лиц и не представляющей реальной важности для страны, а также сплошная правовая неразбериха в сфере защиты государственной тайны, во-первых, мешает экономическому и научному развитию России; во-вторых, приводит к нецелевому использованию средств, выделяемых на защиту такой информации; а, в-третьих, представляет угрозу для граждан РФ, которые могут оказаться "болтунами", сами того не подозревая.

Встаёт резонный вопрос: а кому на руку такая ситуация? Ответ же лежит на поверхности.

На руку тем, чьё положение и благосостояние зависит от объёма средств, выделяемых на защиту государственной тайны. Чем больше секретов, тем больше денег выделяется на их охрану, тем больше подчинённых в штате, тем больше звёздочек можно получить на погоны. А некоторые имеют возможность за скромное вознаграждение "закрыть глаза" на не слишком опасное нарушение чисто формальных запретов. Большинство "силовиков" не отрицают бессмысленности охраны секретов Полишинеля, но не принимают шагов к устранению несоответствий.

На руку тем, кто занимается лицензированием и контролем деятельности, связанной со служебной и государственной тайной. Так, например, "Роскартография" сама уже давно не обновляет свои карты, но безбедно существует благодаря тому, что помимо выдачи лицензий на картографическую деятельность, получает деньги за выдачу разрешения на опубликование карт в открытой печати. Это касается даже старинных карт, разработанных задолго до появления "Роскартографии". Под предлогом защиты гостайны долгое время компаниям, занимающимся добычей полезных ископаемых не разрешали иметь иностранных управляющих.

На руку, наконец, тем, кто вопреки закону пользуется возможностью утаить информацию для сокрытия своих противоправных действий. Здесь нужно перечислить недобросовестных пользователей территорий, вредящих экологии; коррупционеров, требующих взятки за выдачу разрешения на определённый вид деятельности; казнокрадов, использующих в личных целях "закрытые" статьи финансирования; проныр от науки, плодящих пачками кандидатов и докторов с диссертациями по закрытым темам и многих других.

Практически беспрепятственной возможностью интерпретировать по своему разумению принцип защиты государственной тайны, скрывать от налогоплательщиков неудобную информацию и объясняется "для скромной такой компании огромный такой секрет".

Юрис Ганс, Ореанда-Новости

Читайте также:

Кинотеатрами по кризису: обширные планы и первые итоги

Глубокая заморозка: кризис останавливает самые престижные стройки

Жизнь не по уставу

Олимпиада в Сочи споткнулась о землю