ОРЕАНДА-НОВОСТИ  Когда разговор заходит о республиках бывшего СССР, становится немного неловко. Это когда-то мы были одной большой и многоликой семьёй и многое могли друг другу простить, а сейчас все живём в независимых государствах, и свои суждения уже стоит основательно взвешивать, чтобы не оскорбить национальные чувства. Но  поскольку у всех нас общее прошлое - плохое, хорошее, разное - но общее, всё ещё обращаем внимание на соседей больше, чем на остальных.

Вот и сейчас, в разгар кризиса, немного с большим сочувствием относимся к своим. Кто-то переживает тяжёлое время лучше, кто-то хуже. У всех свои проблемы. Но, глядя в сторону Балтийского моря, становится особенно грустно. Если остальные худо-бедно справляются со своими проблемами, то в Прибалтике, которая готовится отпраздновать пятилетие пребывания в новом для них союзе - Европейском,  катализатором пристального внимания, безо всякого сомнения, является Латвия. Из всех европейских стран кризис обрушился на неё самым неожиданным образом. Прибалтийский Тигр, как они гордо именовали себя только год назад, сел на задние лапы и передние его уже подгибаются.

Такое положение дел, на первый взгляд, покажется немыслимым, ведь буквально недавно прирост ВВП в стране зашкаливал. Никакие нефтедоллары не могли позволить России достичь таких высот. 12% в 2006 году, 11% в 2007 году  и такая оплеуха от мировой экономики в этом году. Обвал, крах, не менее 14% спада. И это не предел. Долги превышают ВВП страны. И долг растёт, грозя  превысить стоимость страны целиком.

Но почему так случилось? Ещё во времена Союза, при всех минусах того времени, Прибалтика всегда была оплотом достатка. Как было принято говорить, это была почти заграница. И экономика региона была во многом ориентирована на запад. Один только завод ВЭФ производил не только телефонные аппараты для всего СССР, но и экспортировал продукцию на сотни миллионов долларов. Не говоря уже об автозаводе РАФ, который в 1998 году закрылся, напоследок выпустив несколько катафалков. Сельское хозяйство, пищевая промышленность, миллионы пар обуви в год. Куда всё ушло?

Трудно сказать. Вообще, для экономической Латвии гораздо больше принято задавать вопросы, чем получать на них ответы. А на самом деле причины кризиса лежат на поверхности. И не надо обладать особым чутьём и прозорливостью, чтобы до них докопаться. Основная причина, как видится, неумелое управление экономикой. Огромный, раздутый по любым меркам госаппарат оказался очень затратен и неспособен решать какие-либо задачи. Желание коренного населения Латвии предоставить управление страной исключительно латышам в целом понятно. Непонятно другое. Почему в стране, которой, по сути, управляют латыши, наиболее успешными бизнесменами в основном являются русскоязычные?

Не хотелось бы, чтобы это было правдой, но со стороны ситуация видится как попытка обеспечить близких и знакомых высокооплачиваемыми рабочими местами. К слову, в конце прошлого года в латвийских госучреждениях было 64 тыс. рабочих мест. В пересчёте на количество населения - это рекорд для Европы. Для сравнения, если бы в России было столько бюрократии, то её число превысило бы 6 млн. Притом, что по данным Росстата на 1 октября 2008 года, численность работников на государственных должностях всех уровней составила 846 307 человек. Если посчитать, то на каждых тридцать жителей Латвии приходится по чиновнику. Но количество, как известно не всегда переходит в качество.

Теперь хотелось бы вернуться к рекордным темпам роста экономики. Около 50% роста приходилось исключительно на строительство и торговлю. Ещё небольшая часть на лесозаготовки. Промышленность обеспечивала только 12%. Учитывая, что ни существенных природных ресурсов, ни крупных предприятий на территории страны не осталось, снова возникает вопрос, почему страна продолжала идти по извилистой дорожке потребительского общества?

И тут возникает самый главный вопрос. Точнее, даже не вопрос, вырисовывается ответ на все предыдущие вопросы и становится ясно, почему Латвии было крайне необходимо вступить в ЕС. После вступления в ЕС часть ответственности за управление государством легла на Брюссель. Уже прозвучали призывы со стороны мэра Даугавпилса Риты Строде свалить всю вину за кризис на ЕС. В этой связи ещё яснее становится ситуация с судорожными попытками вступить в еврозону. Ведь тогда не придётся поддерживать ничем необеспеченный лат на высоком уровне. Раньше, конечно, это было удобно - покупать импортные товары гораздо дешевле.

Однако, все, кто хотел, уже купили себе и автомобили и остальное "самое необходимое". Теперь же, Европа уже поняла, что бывшие страны соцлагеря повисли у неё на шее и теперь пытается удержать их на плаву.

Само собой, никакой взаимовыручкой тут не пахнет. Слишком уж сильно экономики молодых членов ЕС интегрировались, слишком много они долгов взяли. А долги надо и возвращать. По некоторым прогнозам, Австрия может попросту обанкротиться, если не заберёт свои деньги с Востока. Удар будет сокрушительный по всей Европе. Потому, лучше дать ещё, а потом самим взяться за управление нерадивыми соседями, чтобы отбить своё.

Кое-кто в Риге и окрестностях уже сообразил, что миллиардные долги придётся отдавать не тем, кто сейчас эти деньги взял. Они прекрасно понимают, что бремя налогов будет неподъёмное и уже уехали по-добру по-здорову на сытный Запад. За ними последует и правительство, которое в критический момент, когда страна зайдёт в тупик и "будет вынужденно уйти в отставку".

Учитывая, что в границах ЕС можно путешествовать свободно, то проще будет уехать куда угодно, чем выжить и спасти государство. Но, несомненно, кто-то должен будет остаться. Им и придётся платить по счетам, которые выставит МВФ. Вполне вероятно, что с молотка пойдёт всё, что есть, включая землю, воду и квоты на выброс опасных веществ в атмосферу. Тогда и наступит для Латвии то самое понятие, которым так долго называли время пребывания в составе СССР. Тогда, когда фактически страна будет управляться извне, а главной целью будет вернуть кредиты, так любезно предоставленные сейчас.

Александр Балабанов, Ореанда-Новости

Читайте также:

Тайна Аллы Пугачёвой

Как заплатить: от девушки в окошке до e-banking’а

Грузия и Молдавия - две попытки смены власти