ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Нефть дорожает быстрее любых прогнозов, и накануне цены достигли семимесячного максимума, вплотную приблизившись к 70 долларам за баррель. Если нефть будет и дальше дорожать, то, казалось бы, кризис в России может закончиться совсем скоро. Вроде бы всё хорошо. Но если разобраться, оказывается, что и дорогая нефть не является панацеей от кризиса...

Всё больше экспертов повышают свои прогнозы цен на нефть в ближайшем будущем. Так, 4 июня Goldman Sachs повысил прогноз цен на нефть марки WTI на конец года c 65 долларов за баррель до 85. "По мере смягчения финансового кризиса мы столкнёмся с энергодефицитом", - поясняет причину повышения прогноза аналитик Goldman Sachs Джеффри Карри. Через год, по данным банка, нефть будет стоить уже 90 долларов за баррель (а не 70, как прогнозировалось ранее) и 95 долларов за баррель на конец 2010 года. Кроме того, Goldman Sachs пересмотрел ранее сделанный прогноз, согласно которому в середине года цены на нефть снова резко снизятся. Теперь аналитики полагают, что рост цен будет стабильным и непрерывным.

Справедливую цену на нефть также активно искали и на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме. Дискуссия была начата президентом Дмитрием Медведевым, который, предваряя на форуме экспертное голосование о ценах до конца 2009 года (оно дало средний прогноз в 70-80 долларов за баррель), заявил о том, что в ближайшее время "справедливый" для поставщиков и потребителей нефти уровень цен будет достигнут рынком.

На том же круглом столе глава "Газпрома" Алексей Миллер уверенно говорил о цене нефти в 100 долларов за баррель в 2010 году как об "ориентире рынка", о нынешней динамике как о "возвращении к докризисному тренду" и предсказывал на конец года цену в 85 долларов.

Глава минфина Алексей Кудрин, в свою очередь, с присущим ему пессимизмом, прогнозирует, что цена на нефть может сохраниться на уровне 50 долларов за баррель в течение 3-5 лет. "Мы исходим из прогноза 50 долларов за баррель на ближайшие годы", - сказал Кудрин журналистам в кулуарах Петербургского Международного экономического форума. По его словам, речь идёт о периоде до пяти лет. По оценке Минфина, в 2010 году цена на нефть может составить 50 долларов за баррель, в 2011 - 52 доллара, в 2012 - на уровне 53 долларов за баррель.

С Кудриным сложно не согласиться. Текущий рост цен на нефть – в большей части спекулятивный. Запасы нефти растут, нефтехранилища по всему миру забиты. Как сообщила The Daily Telegraph в начале мая, коммерческие запасы нефти в Соединённых Штатах – в крупнейшем потребителе в этой сфере – достигли 19-летнего максимума. Также почти исчерпал объёмы своих нефтехранилищ крупнейший европейский порт Роттердам. У южных берегов Британии стоят танкеры, которые используются как плавучие хранилища. По оценкам экспертов, майские глобальные объёмы хранилищ возможно было исчерпать только к июню.

Но этого не произошло. Несмотря на то, что в течение мая крупнейший потребитель топлива успешно "сжигал" нефть, в июне запасы снова поползли вверх. И этому есть объяснение. Текущий кризис спровоцировал повсеместное снижение промышленного производства, которое потребляло существенную часть углеводородных ресурсов. Так, по данным Росстата, в России спад промпроизводства в I квартале составил 14,3%, в Японии - 32,9%, Германии - 19,8%, Франции - 18,4%, Великобритании - 12,1%, США - 11,7%. В Италии и Канаде (по данным за январь - февраль 2009г.) снижение составило 18,4% и 10,1% соответственно. Китай -  "движок" глобального производства - также не может похвастаться высокими показателями. Таким образом, пока фундаментальной поддержки энергетическому сектору со стороны промышленности ждать не приходится. Остаётся надеяться на рост потребления со стороны домохозяйств. Но здесь тоже всё непросто.

Безработица, сопровождаемая снижением уровня жизни и приправленная в ряде стран инфляцией, способствует снижению спроса на бензин и нефтепродукты со стороны частных потребителей. Кроме того, сейчас приближается летний сезон, во время которого возрастает активность владельцев частных автосредств, что должно привести к расходованию запасов. Однако большинство людей в условиях кризиса стали гораздо реже пользоваться машинами. Также снижению уровня поездок на автомобилях в немалой степени способствует вспышка нового гриппа. Многие автомобилисты в США боятся выезжать из своих городов из-за опасности заражения.

Спекулянты же, разогревающие рынки, ориентируются на фондовые индексы, а не на реальный спрос. Рынок игнорирует плохие новости и цепляется за любую положительную новость. Проблема в том, что этот рост никак не связан с ситуации в реальном секторе экономике.

Такое положение вещей многих не устраивает. В частности, заместитель председателя правительства РФ Игорь Сечин отметил, что устраивающее РФ равновесие отчасти достигается не балансом спроса и предложения, а способами, не устраивающими поставщиков: "Как показал опыт последних лет, нестабильность цен на нефть невозможно объяснить законами эффективного рынка". По его словам, рост цен в последние месяцы никого не должен вводить в заблуждение: "Заработала эмиссия, немножко начинает шевелиться экономика, но инвесторы вместо того, чтобы вкладывать в реальный сектор, покупают деривативы". "Ключевой вопрос - могут ли природные ресурсы как биржевой товар бесконтрольно становиться частью портфеля финансовых инвесторов, - пояснил вице-премьер. В завершение он предложил ограничить участие краткосрочного спекулятивного капитала и регулировать его в интересах всех производителей и потребителей нефти.

Реализация предложения Сечина может пойти на пользу энергорынкам. Но спекулянты - только один из факторов. "Снизиться" нефти мешает и долларовая инфляция. В частности, нефть стала расти олимпийскими темпами после заявления главы ФРС Бена Бернанке о том, что США включили печатный станок. Рост денежной массы, по его мнению, поможет стране выйти из рецессии уже к началу будущего года.

Таким образом, долларовая масса в мире день ото дня растёт, и за прежние объёмы нефти покупатели готовы выкладывать дополнительные объёмы денег. Нефтеэкспортёры покупают на эти доллары рубли и платят налоги. Рубль, соответственно, дорожает. Вот только поможет ли это России? Наоборот, опасность для страны представляет как раз укрупнение рубля, считает главный стратег инвесткомпании "Ренессанс Капитал" Роланд Нэш: "Слабый рубль помогает подняться всей экономике, за исключением продавцов нефтепродуктов. Более сильный рубль определённо вредит".

В России это прекрасно понимают, и ЦБ вынужден проводить валютные интервенции, скупая миллиарды долларов. Как отмечают аналитики, только за май совокупный объём покупки регулятором валюты может составить около 20 млрд долларов.

Но в вопросе о нефти стоит принять во внимание и китайский фактор. В следствие того, что рост экономики этой страны значительно опережает мировой, уже в скором будущем Китай может поставить США на 2-е место по потреблению топлива. На этом фоне Китай строит новые нефтехранилища. Одной из основных целей этого шага является создание нефтяных запасов такого объёма, который позволит удовлетворить потребности внутреннего спроса в течение 90-100 дней. Нефть сейчас находится во главе "списка покупок" Китая. Так, в феврале текущего года Китай подписал несколько сделок на общую сумму более 41 млрд долларов на поставки "чёрного золота" из России, Бразилии и Венесуэлы.

Многие эксперты считают, что Китай просто хочет взять паузу в своей политике покупки сырья и энергоносителей, ожидая коррекции в ценах. Этой точки зрения придерживается, в частности, председатель совета директоров компании "Арбат Капитал Менеджмент" Алексей Голубович. По его словам, "политика Китая по формированию запасов минеральных ресурсов - они так же пытаются сейчас затормозить закупки железной руды, меди, - чтобы снизить цену, а потом продолжить формирование резервов, но с меньшими затратами". В итоге, на фоне слабеющих возможностей поставщиков влиять на мировые цены (многие поставщики, например - Венесуэла, попросту не могут сократить объём добычи нефти), Китай может обрести способность самостоятельно устанавливать цену на стратегически важный для мира ресурс.

Между тем, для стабилизации цен на нефть необходимо создать единый регулирующий орган, представляющий интересы всех производителей и потребителей углеводородов. Новый регулятор мог бы управлять нефтяными резервами и квотами на добычу. Только при взаимодействии поставщиков и потребителей можно обезопасить и тех, и других от чрезмерных скачков и коллапсов.

Айвар Деветьяров, Ореанда-Новости.

Читайте также:

Билет в один конец: версии крушения аэробуса A330

Перспективы ядерного равновесия: будущее договора СНВ-2

Культурные события июня: кино, поэзия, музыка - и всё в Москве

Подсчитали - восхитились: оценены запасы нефти и газа в Арктике