ОРЕАНДА-НОВОСТИ  В начале июня перспективы реализации российско-германского проекта "Северный поток" неожиданно оказались под серьёзной угрозой. Это стало ясно после публикации в трёх странах балтийского региона - Польше, Эстонии и Литве - негативных экологических отчётов по данному проекту и заявления министерства обороны Германии о необходимости корректировки маршрута газопровода из-за того, что его нынешний проектный вариант "затрагивает зоны проведения военных учений бундесвера".

При этом, если отрицательная оценка газопровода со стороны польских, эстонских и литовских экологов была предсказуема, то демарш немецких военных стал для руководства главного оператора проекта - компании "Норд Стрим" AG - полной неожиданностью. Досаднее всего оказалось то, что этот демарш последовал от представителей Германии - одного из немногих в Европе активных сторонников проекта.

Справедливости ради следует сказать, что проблемы с международным одобрением появились у "Северного потока" с самого начала. Россию, как инициатора строительства газопровода, обвиняли в политической подоплёке этого начинания (прежде всего в стремлении избавиться от проблем с транзитом газа через Украину), дороговизне и технической сложности прокладки трубы по морскому дну, общей экономической несостоятельности проекта, а также в желании зажать Европу "в энергетическое кольцо", закрепив за собой с помощью нового газопровода роль ведущего поставщика "голубого топлива" на континент. Имелись претензии и со стороны военных, в частности, шведских, которые опасались, что российские спецслужбы будут использовать инфраструктуру строительства для прослушки закодированных сообщений, проходящих по морским кабельным сетям.

Однако до недавнего времени казалось, что директорату компании, активно поддерживаемому высшим российским руководством, удалось снять большую часть этих возражений. В штаб-квартире "Норд Стрим" AG ожидали запланированную на июнь публикацию национальных экологических отчётов стран Балтийского моря - едва ли не последнего "бастиона" противников проекта. Последнего, но, как оказалось, вполне надёжного, поскольку результаты первых трёх из этих отчётов оказались для руководства "Северного потока", мягко говоря, неблагоприятными. Министерства экологии Польши, Литвы и Эстонии дружно отметили, что проект сохраняет высокую потенциальную опасность для экологии Балтики, указали на отсутствие в изученной ими документации упоминания о том, кто конкретно будет оплачивать возможный ущерб в случае экологической катастрофы, а также обратили внимание на то, что авторы проекта не проанализировали возможность строительства альтернативного газопровода по суше. С учётом того, что во время недавнего майского визита Владимира Путина в Хельсинки финские власти также дали понять, что и у них имеются серьёзные вопросы к экологической чистоте "Северного потока", можно констатировать, что на пути реализации этого проекта (во всяком случае, в его нынешнем виде) опустился труднопроходимый шлагбаум.

Что же касается упоминавшегося выше заявления командования бундесвера, то оно и вовсе стало для руководства российско-германской компании "ударом в спину". Ведь до этого многострадальный маршрут газопровода уже неоднократно менялся - то по требованию Швеции, то Финляндии, и, как казалось, был уже досконально, что называется до миллиметра, выверен и согласован со всеми заинтересованными сторонами, а уж с Германией - и подавно.

Всё это вместе взятое грозит окончательно сорвать планы по строительству "Северного потока", сроки которого и так уже были сдвинуты на год - ведь по первоначальному плану прокладка трубы должна была начаться ещё в первых месяцах текущего года. Теперь об этом даже не вспоминают. С учётом новых обстоятельств, необходимые разрешения от стран, через экономические зоны которых должен пройти газопровод, при самом благоприятном развитии событий удастся получить лишь в следующем году. И то при условии, что "Норд Стрим" AG сможет оперативно учесть все высказанные экологами претензии, разработать новую проектную документацию и технические обоснования, а заодно успокоить шведских и немецких военных. В любом случае очередное удорожание проекта гарантировано. И это при том, что его стоимость уже возросла с первоначальных 4 до почти 7,5 млрд евро.

Захотят ли "Газпром" и российское правительство пойти на ещё большие траты – вопрос открытый. Тем более, что покупатели российского газа могут найтись и на востоке, в частности, в Китае, Южной Корее или Японии.

Георгий Пешков, Ореанда-Новости

Читайте также:

Сьюзан Бойл: сказка, ставшая былью

Дружба - дружбой, а молоко - врозь: РФ и РБ ведут торговую войну

В поисках нефтяной справедливости

Билет в один конец: версии крушения аэробуса A330