ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Сообщения о прекращении торгового конфликта между Россией и Белоруссией оказались, к большому сожалению, преждевременными. Едва урегулировав "молочный" конфликт, две страны - члены единого Союзного государства сошлись в ожесточённом клинче на газовом фронте, выясняя вопросы урегулирования задолженности Минска "Газпрому" за поставки газа в текущем году. Чем грозит россиянам и белорусам вновь открывшееся газовое противостояние?

Урегулирование условий поставок молока и молочной продукции, достигнутое на переговорах Геннадия Онищенко с белорусским министром сельского хозяйства Семёном Шапиро 18 июня, безусловно, вызвало вздох облегчения у миллионов россиян и белорусов, ни при каких условиях не желающих омрачения отношений между двумя, поистине, братскими странами и народами. На этом фоне тревожным диссонансом прозвучало заявление "Газпрома" о наличии у белорусской стороны существенной задолженности за поставки российского газа в текущем году. Многие эксперты в области отношений двух стран посчитали данный демарш способом давления на официальный Минск, призванным принудить его к урегулированию "молочного" конфликта на выгодных для российской стороны условиях.

Однако развитие событий на минувшей неделе показало, что газовый вопрос успел превратиться в отдельную серьёзную проблему во взаимоотношениях двух государств. Отнюдь не случайно, заняв жёсткую позицию, глава газовой монополии Алексей Миллер пообещал в минувшую пятницу сократить поставки газа в Беларусь, если та не расплатится за долг: "Долг Белоруссии составляет 244 млн долларов, и мы направили письмо с требованием погасить этот долг. Они должны оплатить в июле, в противном случае мы будем действовать в соответствии с условиями контракта. Мы можем обратиться в суд и также можем пойти на сокращение объёмов поставки".  Как поясняют источники в "Газпроме", вышеуказанная сумма складывается из недоплаты за поставки газа в январе-апреле в размере 234 млн долларов и штрафов за несвоевременную оплату.  

В свою очередь, белорусская сторона, также в пятницу, выдвинула встречное предложение: вернуть долг в течение трёх месяцев - с августа по ноябрь. Именно такую инициативу озвучил в минувшую пятницу в парламенте страны белорусский первый вице-премьер Владимир Семашко. При этом, белорусская сторона заявляет, что по её расчётам, долг страны перед "Газпромом" составляет 234,1 млн долларов.     

Как поясняют эксперты, разница в цифрах обусловлена разной трактовкой сторонами результатов обсуждения вопроса оплаты газопоставок президентами двух стран Медведевым и Лукашенко в апреле текущего года. По словам белорусского президента, на встрече его российский коллега дал устное согласие на оплату Минском российских энергоносителей по среднегодовой цене 150 долларов за 1 тыс. куб. м. И хотя 28 мая Владимир Путин публично подтвердил достижение таких договорённостей, они нигде не были зафиксированы документально. Что же касается действующего контракта с "Газпромом", то в нём зафиксирована цена для Белоруссии в первом квартале в размере 210,32 доллара за 1 тыс. куб. м и 157,74 доллара - во втором. По прогнозам, в третьем квартале она составит 115 долларов. Таким образом, продолжая оплачивать газ по среднегодовой цене, Беларусь начнёт постепенно погашать задолженность, тем более, что в июле наши соседи ожидают получить второй транш кредита от МВФ в размере 675 млн долларов, что позволит безболезненно рассчитаться с "Газпромом".

Тем не менее, Москва не идёт на уступки, мало реагируя на нервную реакцию официального Минска, обвиняющего большого соседа в политизации конфликта. Во время своей встречи с губернатором Ростовской области Владимиром Чубом, состоявшейся на прошлой неделе, Александр Лукашенко заявил, что в ходе "молочной" войны российские власти "просто хотели побольнее ударить" Белоруссию за её сближение с Западом: "Почему мы должны смотреть на Европу через забор? Вы когда-то начали обниматься и устраивать отношения с НАТО, а мы до сих пор с ними не имеем отношений. Но как только наш представитель начинает встречаться с натовцами, начинается какая-то дрожь".

Возможно эта точка зрения имеет под собой какие-то основания, тем более, что в таком чувствительном и щекотливом для РФ вопросе как признание Южной Осетии и Абхазии ближайший сосед и союзник России встал не на её сторону, а фактически поддержал точку зрения НАТО, что не могло не вызвать раздражения. Но это обстоятельство всё же не является причиной для неплатежей по газовым счетам, тем более, что деньги у наших соседей есть. Как заявили представители "Газпрома", российская монополия заплатила в этом году Минску 625 млн долларов за 12,5% акций "Белтрансгаза" (весь пакет теперь составляет 37,5%). Кроме того, россияне внесли 250 млн долларов предоплаты за транзит газа через Беларусь. В итоге, получив 875 млн долларов, Минск предпочёл всё же ввязаться в газовый конфликт.

Опасным представляется в данной ситуации то обстоятельство, что, по мнению аналитиков, газовый конфликт между РФ и РБ имеет большой потенциал для эскалации. Ведь впереди у союзников ещё более сложные переговоры относительно цены на газ для Белоруссии на ближайшие годы. Как известно, "Газпром" намерен ввести для Минска с 2011 года европейские цены за вычетом транспортных расходов. А согласно заявлению Владимира Семашко, сделанному в пятницу, Белоруссия будет добиваться переноса этого срока на 2014 год, поскольку "Россия на своей территории не выполняет принципа равнодоходности".

Нет сомнения в том, что разгорающаяся газовая война сильно бьёт по имиджу России как солидного и надёжного поставщика энергоносителей, поскольку демонстрирует откровенный волюнтаризм в сфере определения цен на энергоносители и способы их оплаты. Однако эти потери могут возрасти многократно, если газовый конфликт перекинется на другие аспекты двусторонних отношений.

Пожалуй, единственным разумным выходом в данной ситуации представляется постепенная деидеологизация торгово-экономических отношений двух стран. Торговля, как и экономика в целом, должна строиться на прочном фундаменте взаимной экономической выгоды, эффективности, прибыльности. Что же касается братской дружбы, то она должна и может культивироваться в культуре, образовании, науке. Какой путь предпочтут выбрать руководители обоих государств, белорусы и россияне увидят уже очень скоро.

Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Читайте также:

"Молочная война" России и Белоруссии закончилась в пользу Киева?

От молока - к газу и ППУ: торговая война РФ-РБ набирает обороты

Дружба - дружбой, а молоко - врозь: РФ и РБ ведут торговую войну

Россия может потребовать у Белоруссии оплатить долги за газ