ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В минувший четверг, 24 сентября 2009 года, потрясённые жители посёлка Ушаки, расположенного в Тосненском районе Ленинградской области в знак протеста попытались перекрыть федеральную трассу "Россия". И хотя усилиями доблестных стражей порядка акция была прекращена буквально через четверть часа, не исключено, что она знаменует собой новый этап во взаимоотношениях россиян и власти. Что же необычного в этом достаточно привычном для России образе действий доведённых до отчаяния людей?  

Необычным в данной ситуации является повод, выведший людей на акцию протеста. Российские чиновники всех уровней уже привыкли, по всей видимости, к тому, что люди перекрывают федеральные трассы, останавливают поезда и пр., чтобы добиться каких-то экономических требований. Последний случай такого рода произошёл, как известно, 2-3 июня сего года в городе Пикалёво (Ленинградская область). Рабочие Пикалёвского глинозёмного завода, принадлежащего группе "Базовый элемент" Олега Дерипаски,  в знак протеста перекрыли движение на федеральной трассе А-114 Вологда-Новая Ладога, в результате чего на дороге образовалась 438-километровая пробка. Таким образом, они пытались донести до властей своё требование - выплатить долги по зарплате, достигшие 41 млн 240 тыс. руб. Следует отдать должное федеральным властям, они отреагировали достаточно быстро. Уже через два дня - 4 июня в Пикалёво на вертолёте прилетел Владимир Путин, велевший собственникам немедленно рассчитаться с рабочими. Вечером того же дня на банковские счета предприятий города Пикалёво поступили 63 млн руб., в том числе в счёт погашения задолженности по зарплате перед рабочими.

Однако в случае с посёлком Ушаки дело обстоит иначе. Жителей вывело на акцию протеста вопиющее дорожно-транспортное происшествие (ДТП), произошедшее днём ранее - 23 сентября на шестикилометровом участке трассы М-10, проходящей через посёлок. В минувшую среду гружёный "КаМАЗ"  (по другим сообщениям грузовик Mercedes), принадлежащий частному предпринимателю из Нижнего Новгорода (по другим данным Великого Новгорода) 29-летнему Родиону Рябинину (он сам был за рулём) прямо на пешеходном переходе, обозначенном разметкой, сбил четверых детей - трёх сестёр 1998-го, 1997-го и 2000-го гг. рождения, а также их брата 2002 года рождения. Дети шли гуськом в школу, которая находится на другой стороне трассы: шестиклассница Фатима впереди, за ней Асият и Мариам, первоклассник Абу-Бакар - последним. В результате старшие девочки самый страшный удар взяли на себя. У одной черепно-мозговая травма, у второй - перелом тазобедренных костей, обе находятся сейчас в реанимации в стабильно тяжёлом состоянии. Младшие - Мариам и Абу-Бакар - пострадали меньше, но тоже находятся в Тосненской центральной районной больнице.

Водитель "КаМАЗа"  был задержан до выяснения обстоятельств ДТП и затем отпущен до начала судебного разбирательства решением Тосненского суда под подписку о невыезде. Однако взрыв возмущения односельчан вызвало не это обстоятельство, а то, что трагедии такого характера происходят в посёлке с пугающей регулярностью. И это неудивительно. Посёлок Ушаки протянулся вдоль автодороги, по которой круглосуточно несутся потоки грузовиков и легковушек. При этом все дома и дворы находятся "на первой линии", а ни противошумовых экранов, ни подземных или надземных переходов в посёлке нет. Правда, движение регулируется знаками ограничения скорости, на которые, впрочем, водители мало обращают внимание. Кроме того, скоростной режим контролируется сотрудниками ГИБДД. Однако, как сообщили СМИ местные жители, гаишники предпочитают сидеть возле радаров в своих машинах, вместо того, чтобы стоять с жезлами возле пешеходных переходов. В результате, как пишут очевидцы в LiveInternet, практически в каждом доме есть пострадавшие в ДТП. Местные жители неоднократно просили власти установить в посёлке светофоры, но их просьбы игнорировались властями.

По свидетельству очевидцев, не выдержав более хамского отношения чиновников, люди решились на открытый протест: "Мы постоянно пишем письма в администрацию области, в правительство, но нас не слышат, - говорили местные жители. - За это время на трассе погибли десятки людей, пора Ушаки переименовывать в Погост. Что нам остаётся делать?". На следующий день, в 8 утра жители собрались на акцию протеста у здания поселковой администрации. Там, глава посёлка пообещал решить проблему лишь в 2010 г.

Возмутившись перспективой подвергать себя опасности ещё год, односельчане собрались у пешеходного перехода с плакатами. Правда, перекрывать трассу люди не решились - они ходили по пешеходному переходу на трассе. В результате чего образовалась пробка на несколько километров. Милиция заставила прекратить акцию через четверть часа, однако и этого оказалось достаточно, чтобы расшевелить чиновников. В Ушаках побывал вице-губернатор Ленобласти Николай Пасяда. Он пообещал, что в течение недели в посёлке установят светофор. А первого октября он опять приедет с проверкой. Губернатор области Валерий Сердюков подписал распоряжение о выделении пострадавшей семье Дайтовых 100 тыс. руб. на лечение и реабилитацию.

Не успели СМИ сообщить об этом вопиющем случае, как 25 сентября появилась информация об ещё одном похожем ДТП с участием детей. В подмосковном селе Янкино (Ногинский район, Горьковское шоссе) водитель иномарки Mazda 3 сбил двух братьев и сестру. 12-летний мальчик погиб на месте, его 14-летнего брата с травмой ноги отвезли в больницу, 12-летная девочка пострадала настолько, что для её транспортировки был вызван вертолёт спасателей.

Примечательно то, что в обоих случаях водители не пытались скрыться с места происшествия и не находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. По свидетельствам очевидцев, в этих и других похожих случаях среди факторов, способствующих ДТП значительную роль играет устаревшая дорожная инфраструктура. Дороги, построенные, в лучше случае, несколько десятилетий назад в расчёте на неизмеримо более низкие транспортные потоки, уже не справляются с интенсивным дорожным движением. Обеспечение безопасности движения требует современных решений, исключающих любую опасность для пешеходов, и, прежде всего, детей. Не только установка светофоров, но и строительство подземных и надземных переходов, вынос оживлённых трасс за пределы населённых пунктов могли бы кардинально решить ситуацию. 

Очевидно, что в связи с большой стоимостью подобного рода работ, их осуществление не под силу муниципальным властям. Это, безусловно, сфера ответственности властей субъектов федерации, которым могут и должны оказывать существенную помощь и власти федеральные. Последним следует, по всей видимости, особенно серьёзно относиться к подобным случаям. В ситуациях, подобным в посёлке Ушаки, федеральным чиновникам не удастся спрятаться за чью-либо спину. Акция протеста в Ленобласти свидетельствует, что россияне понимают: за инфраструктуру федеральных трасс, равно как и добросовестное исполнение сотрудниками ГИБДД своих обязанностей должно отвечать государство. Хотелось бы, чтобы это также осознавали и чиновники всех рангов, ведь на кону жизни россиян, и, с чем особенно тяжело примириться, жизни детей. 

Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Читайте также:

В Ленинградской области грузовик сбил четырёх детей

Инспектор ГИБДД сбил ребёнка и скрылся

Делить нельзя отдать: как развязать курильский узел?

Арктика раздора