ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Лиссабонский договор есть ни что иное, как одна из попыток реализовать пилотный проект нового мироустройства. Евросоюз в данном случае выступает некоей лабораторией, в которой разрабатываются модели будущего мирового общежития. Фактически, это первый шаг к созданию всемирного государства, идея которого не первый год будоражит умы фантастов и футурологов. Однако создаётся не новая ООН, позиция которой при желании не берётся в расчёт, а реальный инструмент управления экономикой, валютной системой, обеспечивающий безопасность общих границ и единые социальные стандарты на всём страновом пространстве. На наших глазах медленно и неторопливо зарождается новый мировой порядок. Но ждёт ли его успех?

На финишной прямой

Лиссабонский договор вступает в силу только после ратификации его всеми 27 государствами Евросоюза. Пока в этом процессе подотстала лишь Чехия. Но всё-таки главным камнем преткновения была - до референдума - Ирландия. Она уже пятнадцать месяцев назад отвергла Лиссабонский договор на первом референдуме. По мнению экспертов, если бы это повторилось ещё раз, то Евросоюз погрузился бы в мрак глубокого кризиса, а договор бы пришлось похоронить.

Ирландия проголосовала за принятие Лиссабонского договора. "За" проголосовали 67,1%, "против" - 32,9%. На положительное решение ирландцев повлияли, по заявлениям ведущих политиков, полученные правительством от ЕС гарантии сохранения Ирландией суверенитета в ряде областей (нейтралитет, налогообложение, социально-этические нормы), достигнутое лидерами Евросоюза согласие о формировании состава Еврокомиссии по схеме "один комиссар от каждой страны-члена", а также активная роль Евросоюза в преодолении последствий экономического кризиса.

Такой результат был создан не только гарантиями ЕС, "успокоившими" ирландское общественное мнение, но и изменившейся экономической и политической обстановкой. "В прошлый раз ирландцы голосовали до того момента, когда глобальный экономический кризис коснулся их страны. После долгих лет быстрого экономического роста "Кельтского тигра" они считали Ирландию самодостаточной и не видели смысла в дальнейшем укреплении Европейского союза. Однако кризис ударил по Ирландии сильнее, чем по многим другим странам ЕС, и они обеспокоились, что могут повторить судьбу Исландии, которая во многом проиграла от того, что не была членом Евросоюза в момент самого серьёзного кризиса в своей истории. Это изменило настроения ирландцев, которые решили вернуться к своей роли "хорошего европейца" и вновь поддержать европейский проект", – рассказал "Эксперту Online" Хуго Брэйди, сотрудник Центра европейских реформ в Лондоне.

Подпись под Лиссабонским договором на прошлой неделе поставил и польский президент Лех Качиньский. Теперь дело за Чехией. Чешский парламент его уже одобрил, но теперь его должен подписать президент Вацлав Клаус.

Он считается большим евроскептиком и даже отказывается вывешивать над своей резиденцией флаг Евросоюза. Тем не менее, он подпишет договор, если ЕС примет специальные условия, которые были бы обязательны к исполнению в рамках Евросоюза.

Речь идёт о том, чтобы не подвергать пересмотру так называемые "декреты Бенеша". Согласно постановлениям 1946 года чехословацкого правительства во главе с президентом Эдвардом Бенешем из страны были высланы этнические немцы и венгры на том основании, что во время второй мировой войны они сотрудничали с нацистскими оккупантами. Их имущество было конфисковано. Вацлав Клаус опасается, что без такой оговорки чешские суды будут заполнены исками со стороны высланных и их потомков.

Но даже если мнение Клауса будет учтено, он не сможет сразу подписать договор, поскольку конституционный суд Чехии сейчас рассматривает иск нескольких чешских парламентариев, которые считают, что Лиссабонский договор противоречит чешской конституции. До вынесения вердикта - он ожидается не раньше, чем через две недели - президент не имеет права подписывать договор. Тем не менее, в Евросоюзе выражают уверенность, что ещё до конца нынешнего года Лиссабонский договор вступит в силу.

Зачем нужен Лиссабонский договор?

Официальная версия апеллирует к быстрым темпам роста Евросоюза. С апреля 2004 по 1 января 2007 Евросоюз увеличился почти в два раза с 15 членов до 27. В правовом плане договор включает зелёный свет для дальнейшего расширения Евросоюза. На практике воспользоваться этим в ближайшее время смогут только Хорватия и Исландия. Страны Западных Балкан обречены ещё долго быть своеобразной "внутренней периферией" Евросоюза как страны, имеющие серьёзные трудности во внедрении нормативных стандартов ЕС.

Вторая версия, которую активно пропагандируют евроконсерваторы, связана с обличением Лиссабонского договора в реваншизме. Проект Евроконституции, который не был ратифицирован Францией и Нидерландами, был достаточно амбициозным проектом, лоббируемым рядом партий. Крах данного проекта означал, во многом, и крах современной политической модели Евросоюза. Потому столь необходимым было принять в кратчайший срок договор, закрепляющий права парламента, президента и совета Евросоюза.

Третья версия связана с критикой договора радикальными демократами. Те видят в Лиссабонском договоре попытку создания наднационального государства, со всеми вытекающими оттуда репрессивными и превентивными институтами. Однако ратификация ЛД не ведёт к созданию "европейской супердержавы" или "ещё большему засилию брюссельской бюрократии", как об этом заявляют евроскептики. Наоборот, Еврокомиссия ослабляет свои позиции, а органы исполнительной и законодательной власти государств-членов получают больше возможности для контроля над процессом евроинтеграции.

Что же даёт Лиссабонский договор?

Лиссабонский договор – это важный шаг в европейской интеграции, который поможет объединённой Европе решить задачи XXI века и откроет возможности для глобализации. Он позволит ЕС выступать единым фронтом на международной арене и станет более последовательной в разных направлениях внешней политики, таких как дипломатия, безопасность, торговля и гуманитарная помощь.

Общественная демократия становится одной из основ функционирования Евросоюза. Главным новшеством в этой области является внедрение права народной инициативы. Так, ходатайство, под которым собрано не менее миллиона подписей, может являться для Комиссии ЕС предложением принять соответствующую законодательную инициативу. Речь идёт о важном нововведении, которое впервые выводит понятие общественной демократии на европейскую политическую сцену. Кроме того, оно предоставляет европейским гражданам право на прямое волеизъявление. Данному нововведению сопутствовали усилия, которые привели к более чёткому распределению полномочий и упрощению юридических инструментов, что в конечном счёте сблизило гражданина и структуры Евросоюза.

Понятие общественной демократии затрагивает и другие важные аспекты. Так, положения о ней ещё раз напоминают о том, что органы власти ведут открытый, прозрачный и регулярный диалог с организациями, представляющими гражданское общество, и что Комиссия ЕС проводит широкие консультации с заинтересованными сторонами.

В рамках усиления общей оборонительной и политики безопасности ЕС ЛД официально провозглашает создание Европейского оборонительного агентства, а также устанавливает обязательства относительно взаимной обороны и солидарности в случае вооружённого нападения или террористической атаки на одно из государств-членов. Кроме того, отдельные группы государств-членов могут задействовать механизм "постоянного структурного сотрудничества" и осуществлять военные операции по поручению Совета ЕС. При этом прогрессивное становление европейской оборонительной составляющей никоим образом не является альтернативой системе коллективной обороны НАТО.

Кроме того, договор вводит принцип "двойного большинства" при принятии решений. Решения по большинству вопросов будут считаться принятыми, если за них проголосовали не менее 55% государств ЕС, в которых при этом проживает не менее 65% населения Евросоюза. Таким образом, принятие решений будет возможно, даже если одна страна или группа стран с ними не согласна. Сейчас решения в рамках ЕС принимаются консенсусом, то есть общим согласием, и если отдельные страны с чем-либо не согласны, такое решение может быть заблокировано.

Конечно же, никуда не денутся ни тихая, но постоянно идущая борьба за полномочия между различными органами Евросоюза, ни тем более инстинктивная привычка некоторых государств-членов игнорировать партнёров, если того требуют собственные интересы. И всё же механизм согласования позиций получает абсолютно новую основу.

Процесс глобализации уже является необратимым, причём не только на уровне государств, но и в бизнес-среде. Именно поэтому Лиссабонский договор представляет собой огромный интерес и требует пристального внимания как проект, который в будущем может быть скопирован другими объединениями.

Айвар Деветьяров, Ореанда-Новости

Читайте также:

Обама получил аванс: в США - президент-нобелиат

Охота на чиновников. Часть 2

Оборонно-промышленный комплекс. Жажда застоя

Премия за клетку, пиксель и стёклышко