ОРЕАНДА-НОВОСТИ. На днях Россия отметила один из самых молодых, но в тоже время важных для страны праздников - День народного единства. В то время, как россияне единились как могли, в Европе, наоборот наметился, раскол. Президент Чехии, подписав столь ненавистный ему Лиссабонский договор, заявил о возможности выхода страны из Евросоюза. Правда, самолично озвучивать резкую позицию Вацлав Клаус не стал, отдав эту прерогативу заместителю главы администрации президента Петру Гаеку. По словам последнего, который, в свою очередь, сослался на мнение чешского лидера, после вступления в силу Лиссабонского договора Чехия фактически теряет свою независимость, что недопустимо.

Вообще у Лиссабонского договора было три основных противника - Ирландия, Польша и Чехия. В 2008 году в Ирландии был проведён референдум о принятии договора. Большинство проголосовавших высказались против принятия договора. Казалось бы, очередную попытку принятия единой европейской Конституции можно похоронить, но Еврокомиссии удалось уговорить провести референдум повторно. Он прошёл в начале октября и 67,13% ирландских избирателей поддержали Лиссабонское соглашение.

Предмет спора
Лиссабонский договор (официальное название - "Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества") был подписан на саммите Евросоюза 13 декабря 2007 в Лиссабоне. Он призван заменить собой не вступившую в силу Конституцию ЕС и внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС. После принятия документа начался процесс ратификации договора в каждой из стран ЕС.

Затем и польский президент Лех Качиньский за небольшой период превратился из критика Лиссабонского договора в его ярого сторонника. Впрочем, у польского президента не было особого выбора, поскольку у власти в стране находится проевропейское правительство во главе с Дональдом Туском. Он лично пообещал, что Качиньский подпишет документ, сопровождая обещание словами: ратифицирует, если не захочет, чтобы Польшу сочли "тормозом Европы". И президент быть "тормозом" не захотел. 10 октября Лех Качиньский подписал Лиссабонский договор.

Таким образом, против всей Европы остался лишь президент Вацлав Клаус. Какие только отговорки он не использовал только, чтобы затянуть ратификацию соглашения. Сначала президент спровоцировал в стране политический кризис, результатом которого стала отставка правительства Мирека Тополанека. Клаус надеялся, что в такой ситуации о Лиссабонском договоре на некоторое время забудут. Но новое правительство поддержало базовое соглашение и чешский парламент проголосовал за подписание Лиссабонского договора. Потеряв один козырь, президент тут же вытащил другой: подписание им Лиссабонского договора не состоится до оглашения результатов референдума в Ирландии. Каким образом мнение жителей одной страны может влиять на позицию президента страны другой, осталось за гранью разумного, но и этот трюк Вацлаву Клаусу не помог.

Но отважный "антиевропеец" или, как назвали в политических кругах ЕС, "евроскептик" не сдавался. 17 чешских сенаторов - сторонников Клауса подали иск в Конституционный суд с просьбой проверить Лиссабонский договор на предмет противоречия Конституции страны. Параллельно Клаус выдвинул несколько требований, касающихся некоторых гражданских прав. ЕС решил пойти на уступки чешскому президенту, а Конституционный суд страны признал Лиссабонский договор соответствующим основному закону государства.

И Вацлав Клаус сдался. 3 ноября президент Чехии подписывает Лиссабонский договор. Но противник европейской интеграции тут же заявляет о возможном выходе страны из ЕС. В Европе такие во многом истеричные заявления приняли довольно спокойно. Прежде всего, потому, что абсолютное большинство политиков и экспертов сошлись во мнении: вероятность такого развития событий крайне мала. Угрозы Клауса - это не более чем "хорошая мина при плохой игре". Но даже, если чешский президент пойдёт на радикальные меры и инициирует выход страны из ЕС, вряд ли Евросоюз потеряет больше того, чего лишится сама Чехия. В конце концов, именно программы ЕС помогали Чехии удерживать экономику на плаву в период мирового финансового кризиса. Такого же мнения придерживаются и сами чехи. Согласно опросам, 81% респондентов считают, что Евросоюз помог Чехии пережить трудные времена кризиса, а 62% опрошенных полагают, что без ЕС страна не справилась бы с ним.

Неудивительно, что население Чехии готово скорее расстаться с самим Вацлавом Клаусом, нежели с членством в Евросоюзе.

Даниил Привольнов, Ореанда-Новости

Читайте также:

Тающие льды Арктики делают её "горячей точкой"

Грипп, вакцины и мошенничество в масштабах планеты

Россия-Украина: и снова пат

Кислородом, молитвой и "Тамифлю": Украина сражается с гриппом