ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Сегодня рейдерство - это не "маски-шоу" конца 90-х годов, современный передел собственности отличает внешняя пристойность, а зачастую даже "правовая" форма. Между тем в период экономической нестабильности количество и масштаб рейдерских атак возрос, при этом всё чаще "заказ" на бизнес осуществляется при поддержке представителей силовых структур и коррумпированных чиновников.

В начале ноября Дмитрий Медведев встретился с членами Совета Федерации и обсудил содержание ежегодного Послания Президента к Федеральному собранию. Одной из самых обсуждаемых тем стала тема борьбы с рейдерством. По мнению Президента, борьба с рейдерством ведётся крайне неэффективно. "Я что-то не припомню, чтобы у нас кого-то посадили в тюрьму за рейдерство", - отметил глава государства.

Эффективное противостояние рейдерским захватам в России практически невозможно по целому ряду причин. До сих пор не существует юридического определения рейдерства. В схемах захвата активно участвуют работники госорганов, арбитражные управляющие, адвокаты, нотариусы, риэлторы, оценщики. Схемы рейдерского отъёма собственности выстраиваются профессионалами своего чёрного дела. Однако "это не значит, что наши правоохранительные органы не должны этим заниматься", - заявил Дмитрий Медведев.

Дмитрий Медведев уверен, что эффективный метод борьбы с рейдерскими схемами - уголовная ответственность. "До тех пор, пока ответственность за такие действия будет находиться в иной плоскости, никакого толку не будет. Правоохранительные органы должны доказывать факт совершения умышленного преступления по захвату чужого предприятия. Вот это может быть эффективно", - заявил Президент.

Все согласны: рейдерства стало много; но сколько именно - не поймёшь. По словам Председателя Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ Александра Бастрыкина, с момента образования Следственного комитета в производстве следователей находилось 79 уголовных дел о рейдерских захватах. Из них 12 сегодня в суде, 59 - в производстве, из которых 29 дел - в Главном следственном управлении. Сильно, но на национальное бедствие как-то вроде не тянет. Неофициальная же статистика рисует куда более бедственное положение дел: в год совершается порядка 60-70 тыс. рейдерских атак.

Отчего такая разница в цифрах? В Уголовном кодексе есть описания криминальных методов захвата предприятия: мошенничество, шантаж, подкуп, преднамеренное банкротство, но не более того. Какое именно преступление отнести к понятию "криминальный захват предприятий", ведомства трактуют по-разному. Поэтому доказать факт рейдерства - незаконного захвата предприятия - чрезвычайно трудно. Теоретически рейдеров можно привлечь к суду по отдельным статьям УК РФ, но на практике это происходит крайне редко из-за сложностей с доказательной базой.

Александр Бастрыкин не так давно предлагал исправить подобное положение дел - ввести в Уголовный кодекс отдельную статью о незаконном захвате чужого имущества и передать такие дела в ведомство органов Следственного комитета. Бастрыкин предложил ввести уголовную ответственность для государственных и частных регистраторов, которые вносят заведомо ложные сведения в реестр участников юридического лица. Также предлагается предусмотреть уголовную ответственность за злоупотребление правами собственника акций или долей в уставном капитале хозяйствующего субъекта, предусмотреть возможность подачи прокурорами в суды представления, обжалующие решение суда, препятствующего расследованию уголовного дела о рейдерстве, предусмотреть возможность наложения ареста на имущество безотносительно к установлению лица, причастного к совершению преступления.

Это интересно

Термин "рейдер" пришёл в Россию из США. В Соединённых Штатах "рейдерами" именуют атакующую сторону в процессах слияний и поглощений. Например в западной прессе компанию Microsoft, пытающуюся поглотить Yahoo!, называют "рейдером". На Западе, в отличие от России, криминального оттенка в этом понятии нет. В России рейдеры - изначально преступные элементы. Они незаконными методами пытаются овладеть компанией, а потом мгновенно её ликвидировать, потому что их главной целью является немедленная распродажа захваченных активов.

Рейдерство делят на три группы по интенсивности атаки и соблюдения законов: белое, серое и чёрное рейдерство.

Белое - законное поглощение компании, синоним слияниям и поглощениям.
Серое - ситуации, когда даже самый беспристрастный судья не разберётся, кто прав, а кто виноват в рамках закона, что оказывается возможным ввиду несовершенства законодательства.
Чёрное - откровенно силовой, явно незаконный захват собственности.

Всем предпринимателям, когда-либо сталкивавшимся с рейдерскими атаками, хорошо известен сегодняшний технологический "набор рейдера".

  • Рейдерскую атаку обеспечивают проплаченные оперативники и руководители служб, пользующиеся пониманием у профильных заместителей начальника ГУВД области. А эти заместители контролируют все жалобы, поступающие в областную или столичную инстанции.
  • На рейдеров работает "свой" следователь, возбуждающий необходимые уголовные дела. Важно, чтобы следователь пользовался поддержкой и пониманием начальника Главного следственного управления (ГСУ) при ГУВД области. Именно эта инстанция осуществляет процессуальный и непроцессуальный контроль всех дел в регионе, и сколько ни посылай жалобы в Москву, их будет рассматривать вышеназванный руководитель.
  • Рейдеры пользуются безынициативностью прокурора, который спокойно подписывает то, что ему приносит следователь.
  • Рейдерам необходима поддержка судов. Причём для полной эффективности "проекта" нужны как суды общей юрисдикции (как уголовная, так и гражданская коллегии), так и арбитражный суд. И здесь достаточно иметь более чем хорошие отношения с Председателем областного суда и Председателем арбитражного суда области.

У квалифицированного рейдера всё это есть: есть отношения, есть финансовая возможность управлять правильно выстроенным планом рейдерского захвата, есть люди, как правило – молодые и даже талантливые выпускники юридических вузов. К этому ещё можно добавить несколько PR-сотрудников, частное охранное предприятие, хорошие связи с судебными приставами, налоговой инспекцией и высококлассного переговорщика, который сможет грамотно договориться по схеме "деньги и активы в обмен на свободу". Но это уже для самых высококлассных рейдерских организаций.

Однако всё-таки большинство захватов в малом и среднем бизнесе проходит без покровительства силовых структур, - высказал свою точку зрения юрист Руслан Новиков, - а вот при покушении на крупный, как правило, возникают такие понятия, как "свой" прокурор, судья, следователь, оперативник... Если суммы фигурируют значительные, то бывают замешаны и коррумпированные чиновники.

Это интересно

Как правило, выделяют четыре основных способа захвата предприятия:

а) через акционерный капитал: рейдеры скупают 10-15 % акций. Обычно этого достаточно для того, чтобы инициировать собрание собственников и принять нужное решение, например, о смене руководства;
б) через наёмное руководство: менеджмент может просто "выводить" активы на подконтрольные рейдеру структуры или брать кредиты под залог собственности под нереальные проценты;
в) через кредиторскую задолженность: если у предприятия имеется несколько мелких задолженностей, рейдер скупает их и предъявляет к единовременной оплате;
г) путём оспаривания приватизации: условия для такого рейдерства создаются в тот момент, когда предприятие приватизируется незаконным путём.

Экономический кризис может стать толчком для новой волны рейдерских захватов предприятий в России. Возможно использование новых технологий для осуществления недружественных поглощений. Например, рейдерство через долги, когда по демпинговым ценам будут скупаться долговые обязательства предприятий, у которых на балансе есть привлекательная собственность, а также кредитное рейдерство, когда предприятиям, нуждающимся в ликвидности, будут давать кредиты на жёстких условиях под залог контрольного пакета акций.

Всё это приводит к негативному итогу. Из-за боязни рейдеров многие владельцы компаний отказываются от увеличения капитализации своего предприятия, что, безусловно, влияет на темпы развития экономики страны. Рейдерство - отнюдь не закрытая страница российских реформ. Оно продолжает наносить колоссальный ущерб российской экономике.

За примером далеко ходить не надо. По данным исследования PricewaterhouseCoopers, 71% компаний в России в этом году пострадали от экономических преступлений, что на 12% больше, чем два года назад. Россия занимает первое место по уровню экономических преступлений среди 54 стран-участников исследования. Вслед за нашей страной в этом печальном рейтинге идут такие государства, как Кения (67%) и ЮАР (62%).

Говоря о методах борьбы с рейдерством, эксперты приходят к выводу, что противостоять захватам можно. "Универсальных мер защиты от рейдеров не существует, – считает заместитель генерального директора МГК "РосРазвитие" Владислав Грачёв. – Рейдеры планируют каждую свою операцию индивидуально, и точно так же индивидуально нужно выстраивать и защиту. Однако есть несколько общих механизмов, которые помогут не допустить рейдера на предприятие".

1. Диверсификация активов. Самая распространённая ошибка, которую допускает руководство компании, - это размещение активов в одном юридическом лице. Захватить одну компанию гораздо проще, чем несколько. Поэтому имущество следует распределять на несколько юридических лиц и диверсифицировать тем самым риски.

2. Создание резервного предприятия. Компании необходимо иметь одно или несколько резервных предприятий, чтобы в случае возникновения опасности немедленно вывести в него свои активы. Эти предприятия должны вести минимальную хозяйственную деятельность, например, на 100 тыс. руб. в месяц, с тем, чтобы их нельзя было признать несуществующими. Но, по мнению Владислава Грачёва, эта схема во время рейда может спасти компанию, и одновременно может и стать основанием для уголовного дела.

3. Недоступность реестра акционеров. Реестр акционеров следует хранить не в компании, а у регистратора (профессионального реестродержателя), и лучше, чтобы информация о том, где именно хранится реестр, была конфиденциальной.

4. Контроль над долговым портфелем. Один из способов рейдерского захвата – это покупка долгов компании с целью дальнейшего давления на руководство. Поэтому, например, если значительные долги имеются у холдинга, их лучше закрепить за одним предприятием, на котором бы не числилось никаких активов. При этом следует сделать все предприятия, фактически входящие в холдинг, юридически самостоятельными и, следовательно, не отвечающими по обязательствам друг друга. Необходимо регулярно проводить анализ кредиторской задолженности общества и сделок с ней.

5. "Хеджирование" инвестиций. Суть данной меры состоит в том, чтобы не вкладывать значительные средства в предприятия, ведущие свою деятельность в условиях повышенных финансовых рисков, поскольку рейдеры могут этим воспользоваться и, к примеру, организовать искусственный обвал рынка акций, купленных компанией.

6. Применение компенсационных парашютов. Компенсационный парашют (severance parachutes) – это контракт, заключаемый с работником компании и гарантирующий ему выплату значительной денежной суммы в случае его досрочного увольнения из компании из-за смены собственника. На практике наибольшее распространение получили так называемые золотые парашюты (golden parachutes). Золотой парашют – это компенсационный парашют, заключаемый с топ-менеджментом корпорации. Помимо золотых парашютов на практике встречаются также серебряные (silver parachutes), заключаемые со средним звеном менеджмента. Жестяные парашюты (tin parachutes) получают все работники компании. То, как работают золотые парашюты, можно проследить на примере компании ОГК-2. Когда её владельцем стал "Газпром", вслед за её гендиректором Михаилом Кузичевым из компании ушли ещё 15 топ-менеджеров. По контрактам менеджеры при увольнении по соглашению сторон получили право на золотой парашют – единовременные выплаты в размере 24-36 месячных окладов. Общая сумма компенсации стала самой большой в истории энергореформы – 557 млн руб. на 16 человек.

Что же касается мер, принимаемых на федеральном уровне - недавно в уголовный кодекс РФ были внесены изменения, повышающие степень защищённости и акционерных обществ. Президент Дмитрий Медведев подписал закон, в соответствии с которым уголовная ответственность грозит за такие деяния, как нарушение порядка учёта прав на ценные бумаги, манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, а также воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг.

"В отношении ООО государство предприняло ряд мер, и теперь сделки с участием третьих лиц обязательно заверяются нотариусом. Что касается АО, то для собственной безопасности при составлении документов необходимо нотариально засвидетельствовать риск договоров с участием третьих лиц. Все подлинные документы нужно хранить в недоступном месте, например, в банковской ячейке. На предприятии можно хранить только копии. Нужно насторожиться, если вам приходит пустое письмо или ничего не значащая бумажка. Потом может оказаться, что без вашего ведома провели внеплановое собрание акционеров и утвердили нового генерального директора. Это самая распространённая схема. Утвердив нового генерального директора, рейдеры уже заключают сделки. А в случае каких-то судебных разбирательств у рейдера на руках будут почтовые квитанции, подтверждающие, что он якобы известил акционеров о собрании", – рассказывает Директор ООО "Консалтинговая группа “Экономика и право"" Денис Кожин.

Кроме того, высший арбитражный суд (ВАС) России разрабатывает систему "электронный страж", которая позволит компаниям в режиме on-line узнавать о всех поданных к ним исках. Любая компания сможет оставить на соответствующем сайте свои реквизиты, и ей будут приходить из суда спецсообщения о всех процессуальных действиях в отношении организации - через SMS или по электронной почте организацию предупредят, что кто-то, например, подал против неё иск или суд решил арестовать её имущество. Новая система позволит застраховать коммерсантов от сбоев при обычном уведомлении, когда судебные процедуры могут стать для них неприятным сюрпризом и могут обернуться невосполнимыми финансовыми потерями. Такие схемы используются, скажем, когда одна компания-конкурент хочет раздавить другую или банальные рейдеры положили глаз на чью-то собственность.

Однако всё-таки ключевой момент в борьбе с рейдерством - политическая воля руководства страны. Но хватит ли запала у верхушки власти продолжать неравную войну с коррупцией?

Айвар Деветьяров, Ореанда-Новости

Читайте также:

Взрыв "Невского экспресса": российскому государству брошен вызов

ВВС поддерживают НЕотечественного производителя

Без окон, без дверей… полны тюрьмы ЦРУ

Великий и могучий, но не русский? Часть вторая