ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Как известно, 24 декабря 2009 года президент России Дмитрий Медведев подписал указ "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел РФ". Документ предполагает сокращение сотрудников ведомства на 20%, ротацию руководства и избавление МВД от несвойственных функций. Также президент поручил главе МВД в трёхмесячный срок разработать комплекс антикоррупционных мер и пересмотреть порядок отбора кандидатов для службы в органах внутренних дел - с учётом их морально-этических и психологических качеств.

Тревога президента  Медведева вполне понятна: в прошедшем году на 20% возросло количество уголовных дел по обвинению сотрудников милиции в должностных преступлениях, число жалоб граждан на работу милиции увеличилось на 13%. Необходимость реформы милиции очевидна уже для всех. Но как она будет проходить?

Тема сокращения милицейских кадров - один из самых обсуждаемых пунктов программы. Безусловно, сейчас нормальной работе милиции мешает гигантская бюрократическая надстройка. В первую очередь, нужно сократить огромное количество генералов и полковников, чья работа сводится к перекладыванию бумаг. Но только этим проблему не решить.

В ведомстве определённо нужны структурированные сокращения, поскольку содержание МВД в его нынешнем виде обходится государству в огромные суммы. Но действовать в этом направлении надо через уточнение функций МВД. Дело в том, что сейчас милиция работает в режиме советского времени, она охраняет всех - бизнесменов, общество, личность. К примеру, в ФСКН работают 60 тыс. сотрудников, а в МВД с наркоманией борются всего 6 тыс. человек, но спрос со всех одинаковый.

Или взять ОАО "РЖД" - это негосударственная структура с собственной службой безопасности. Но если при сопровождении поездов без милиции никак нельзя, то на железнодорожных вокзалах сотрудников в погонах легко могут заменить представители службы безопасности этой компании. Без милиции могут обойтись и в аэропортах; по крайне мере, в таком количестве, как сейчас, милиционеры там точно не нужны.

Сэкономить миллионы можно, по словам депутата Госдумы от "Единой России", генерал-лейтенанта милиции Александра Гурова, упразднив и федеральные окружные управления внутренних дел. Эти структуры в "лихие 1990-е" годы создавали губернаторы под себя, но сейчас, когда есть вертикаль власти, эти ретрансляторы не нужны.

Ещё одна потенциальная зона для сокращений милицейского состава, по мнению депутата, - закрытые города и ЗАТО. Это вообще государства в государстве, поскольку не подчиняются органам внутренних дел. Милиционеров там должно остаться по минимуму. Что касается территориальных органов внутренних дел, то о сокращениях там речь пока не идёт. Вместе с тем, необходимо подумать о сокращении милицейских рядов в сельских районах, население которых убывает, но количество сотрудников милиции остаётся на одном и том же уровне. Такую милицию переподчинят, в итоге у МВД высвободятся огромные суммы.

Также Гуров считает, что милиция не должна заниматься регистрацией и расследованием дел по экстремизму. Это забота ФСБ, поскольку мотивация совершения таких преступлений не хулиганство, а квазирелигиозность. Милиция же должна принимать лишь участие в ходе раскрытия экстремистских преступлений.

Ещё одна новация: с 2012 года милиция общественной безопасности будет финансироваться только из федерального бюджета -соответствующие предложения правительство должно подготовить до 31 марта 2010 года.

На данный момент около 40% финансирования поступает из бюджетов субъектов. На долю региональных властей приходится содержание части подразделений милиции общественной безопасности (в неё входят ППС, ГИБДД, ОМОН, участковые, инспекции по делам несовершеннолетних, конвойные и т. д.), в то время как криминальная милиция получает зарплату только из федбюджета.

"Непосредственно надбавки к зарплате - только часть бенефиций, которые правоохранители получают от региональных властей; это ещё и служебные квартиры, закупки автомобильного парка", - прокомментировал "Газете.Ru" депутат Госдумы от "Единой России" Александр Хинштейн. Он приветствует "централизацию МВД" и перевод милиции на "одноканальное финансирование".

"В противном случае они становятся ручными отрядами местных вождей, - вторит ему зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. - Функция милиции государственная и должна оплачиваться самим государством".

Конечно, увольнение 20% сотрудников и одноканальное финансирование - это хорошо. Однако, есть и другие весьма продуктивные инициативы. К примеру, создание федеральной полиции.

Ликбез

Оба слова и "полиция", и "милиция" - вошли в русский из разных языков, но переводятся одинаково - это войско, ополчение. И по смыслу они близки: полиция - система особых органов по охране общественного порядка, борьбе с преступностью и оказанию помощи населению. С ним - населением - она работает в тесной связке. Милиция, как поясняет "Советский энциклопедический словарь", - это система госорганов исполнительной власти. Призвана защищать жизнь, здоровье и права граждан, собственность и интересы общества и государства.

По словам главы Счётной палаты и сопредседателя Ассоциации юристов России Сергея Степашина, сегодня по функциям и содержанию у нас не милиция, а именно полиция. Но дело, конечно, не только в терминологии. Главное - изменение подходов во всех сферах - и в организации, и в кадровой политике ведомства, и его финансировании. С этим мнением согласен первый зампред Комитета по безопасности Госдумы Михаил Гришанков.

"Если в рамках реформы МВД, которая проводится по указу президента, будут серьёзные, качественные изменения, вот тогда возможна корректировка и названия. Много поговорок на Руси на эту тему, но если не будет изменения подходов в работе, никаких положительных изменений не будет", - считает он.

Первой ласточкой таких изменений можно было бы считать Приказ министра МВД Нургалиева о новых критериях оценки деятельности милиции. Они отменяют пресловутую "палочную систему".

"Мы максимально уходим от валовых показателей и тех предпосылок, которые создавали для сотрудников пресловутую "палочную" систему", – сказал он, подчеркнув, что основными критериями работы милиции станет качество и строгое соблюдение законности. "В этом приказе мы усилили социальную составляющую в работе милиции. Независимые источники будут давать объективную оценку деятельности", - пояснил Нургалиев. При оценке деятельности органов внутренних дел также будет учитываться степень "резонансности" выявленного или раскрытого преступления.

Как отмечают в министерстве, в систему оценки вводятся показатели, характеризующие общественное мнение о работе ОВД. При этом оно учитывается на основе "вневедомственных источников социологической информации". Таким образом, считают в МВД, объективность оценки повышается, так как вневедомственная оценка любой социальной системы является наиболее непредвзятой.

"При определении "ведомственных" показателей также был сделан акцент на индикаторы, которые характеризуют работу органов внутренних дел извне, - решения судов или органов прокуратуры. Например, результат и качество предварительного расследования преступлений оцениваются по показателям, характеризующим направление уголовных дел в суды прокурором; законность - по доле уголовных дел, возвращённых для дополнительного следствия в органы внутренних дел прокурором и судом", - говорится в сообщении.

Правда, здесь у создателей реформы и может выйти "прокол". По информации журналистов, которым удалось ознакомиться с проектом нового указа, приказ № 25 "О вопросах оценки деятельности органов внутренних дел РФ", который должен заменить печально известный приказ № 650 от 5 августа 2005 года, достаточно сильно его же и копирует. Так под сомнение попала реальность мер по общественному контролю за деятельностью милиции и оценки эффективности её работы. Зато возникла вероятность продолжения функционирования, в том или ином виде, "палочной системы". Если "палочная система" останется, то этот очевидный минус способен будет затмить все плюсы реформы МВД.

При осуществлении же самого реформирования могут возникнуть серьёзные проблемы. В частности, из-за ведомственного лоббизма, поскольку иерархичный способ существования этого министерства является гарантией того, что МВД всевластно и мало подвержено реформируемости. Так что на данный момент то, что предлагают власти если и можно назвать реформой, то только косметической. На деле же предпринимаемые меры направлены лишь на рост эффективности МВД, что само по себе в принципе неплохо. Но если говорить о борьбе с коррупцией, то явно недостаточно. В этой связи нужна беспрецедентная политическая воля для того, чтобы эту систему изменить. Но власти пока осторожничают…

Айвар Деветьяров, Ореанда-Новости

Читайте также:

"Я к микрофону встал, как ... к амбразуре": Высоцкому – 72

Герой, не признанный государством

Страна победившего анархизма

Мошенники забросили сети в Рунет