ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Лесные пожары в России постепенно отступают. Усилиями сотен тысяч сотрудников МЧС, добровольцев и простых граждан стихия была подавлена. На это ушло больше двух месяцев, миллиарды рублей и более полусотни жизней. Теперь, когда на повестке дня не так остро стоит вопрос "Что делать?", всё большую актуальность приобретает второй - "Кто виноват?".

На всех уровнях российского общества на этот вопрос существуют свои ответы. В высшем же эшелоне власти прекрасно понимают, что основное бремя ответственности может лечь на руководителей государства.

Неслучайно, ещё до пика пожаров, которые пришлись на конец июля, рейтинг "правящего тандема" понизился до небывало низкого уровня. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), к началу августа рейтинг доверия к президенту Дмитрию Медведеву упал с 44 до 39%, а к премьер-министру Владимиру Путину - с 53 до 47%. И эти данные ещё не учитывают резонанс, который получат в обществе действия властей в борьбе с огненной стихией.

“Прогнозы о сильнейшей летней засухе появились ещё весной. Метеорологи предупреждали об этом. Но я не могу вспомнить ни одного действия властей, московских, федеральных или других региональных, направленных на предупреждение пожаров в данном случае”, - резюмировал претензии политолог Алексей Воробьев.

В такой ситуации принято искать виновных. В числе первых жертв стало руководство флота, которое, за неимением достаточного количества боеспособных кораблей, должно было проследить за частью хранения в глубоком Подмосковье. Главкому ВМФ адмиралу Владимиру Высоцкому и его первому заместителю, начальнику Главного штаба ВМФ адмиралу Александру Татаринову объявлено предупреждение о неполном служебном соответствии, уволены с военной службы заместитель начальника тыла ВМФ контр-адмирал Сергей Сергеев, начальник морской авиации ВМФ генерал-майор Николай Куклев, его заместитель полковник Сергей Рассказов и временно исполняющий обязанности начальника морской авиации по тылу полковник Сергей Манаков. Также уволен с формулировкой "в связи с невыполнением условий контракта" начальник сгоревшей базы полковник Виктор Биронт.

Вслед за ними с лёгкой руки президента отправился в “продолжительный отпуск” начальник Мослесхоза Сергей Гордейченко. По мнению руководства, с его стороны было невежливо продолжать отдых в то время, как глава государства целиком погружен в борьбу с пожарами, а премьер собственноручно тушит их с самолёта, пренебрегая и собственной безопасностью, и Авиационными правилами подготовки и выполнения полётов в гражданской авиации.

Проблему слабого управления лесными хозяйствами премьер-министр почти сразу разрешил, предложив “вывести Федеральное агентство лесного хозяйства в прямое подчинение правительства”. С 2008 года в рамках реформы Лесного кодекса созданный в 2004 году Рослесхоз подчиняется Министерству сельского хозяйства (Минсельхоз) и согласовывает все свои решения с ним. До этого Рослесхоз входил в Министерство природных ресурсов и экологии России (Минприроды), которое после передачи агентства Минсельхозу осталось ответственным только за заповедные леса.

По словам экспертов, подчинение Рослесхоза напрямую правительству может действительно помочь более оперативно реагировать как на нарушения регионов в области охраны леса, так и на чрезвычайные ситуации. "Ни в Минсельхозе, ни в Минприроды агентство было не на месте. Так ведомство будет вынесено отдельно на федеральный уровень. Определённые административные решения, в том числе и финансовые, в случае подчинения правительству можно будет принимать более оперативно", - считает координатор "Лесной кампании" Международного социально-экологического союза Владимир Захаров.

Однако, неустроенность в "лесном хозяйстве" вызвана исключительно действиями самих руководителей. До 2007 года за лесные пожары отвечала единая структура - Гослесохрана, в штате которой было примерно 75 тысяч лесников. Профессиональные лесничие редко подпускали огонь к деревням - они регулярно патрулировали территорию и либо оперативно тушили пожар, либо успевали оградить от огня населённый пункт. Однако с принятием нового кодекса Гослесохрану ликвидировали полностью, а её функции распределили между региональными властями и частными арендаторами. При этом первым для эффективной работы не хватает координации, а вторым - профессиональных навыков.

В рядах единоросов "чистка" только планируется. О намерении наказать несознательных однопартийцев ещё 5 августа заявил секретарь президиума генсовета "Единой России" Вячеслав Володин. Он напомнил, что президент Д. Медведев и премьер-министр В. Путин отказались от отпусков ради борьбы с пожарами. По мнению Володина, региональные единоросы должны соответствовать российским лидерам и быть рядом с пострадавшими людьми в трудное для них время.

Претензии есть к секретарям рязанского, воронежского и подмосковного политсоветов, а также к председателю Мособлдумы. Санкции грозят и руководителям нижегородского и мордовского исполкомов. А вот столичный градоначальник, видимо, вышел "сухим из дыма". Его возвращение из отпуска премьер охарактеризовал, как своевременное.

Однако, подобная реакция не нашла должного понимания в Кремле. Источник в администрации президента РФ, который выразил сожаление, что Лужков не вернулся и не приступил к выполнению своих обязанностей раньше. "Отсутствие мэра явно не способствовало тому, чтобы необходимые решения принимались вовремя", - сказал кремлёвский источник. Ранее пресс-секретарь мэра Сергей Цой говорил, что в присутствии столичного мэра нет нужды, так как проблемы не в Москве, а в Московской области. Что однако не помешало смертности в Москве вырасти в два раза, а цене на марлевые повязки - в десять.

В то же самое время другие руководители не преминули попиариться на трагедии и побывать и в московской клинике, и на тушении пожаров, умело позируя перед телекамерами. Им оргвыводы не грозят, а вот остальным "погорельцам" пора задуматься, кого из них выберут виновным в непотушенном окурке и непрошедшем дожде.

Александр Волков, Ореанда-Новости

Читайте также:

На линии огня

Засуха не в полях, засуха - в головах

Неуправляемая стихия: огонь продолжает наступление

Рында как символ протеста