ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  Десятилетие заканчивается, история на месте не стоит. Что важного произошло в ходе декады 2001-2010? Чем запомнились эти 10 лет?

Терроризм

То, что произошло в Нью-Йорке утром 11 сентября 2001 года, определило будущее Америки и всего мира, и, к сожалению, не только на минувшее десятилетие. Практически каждый день в нулевые годы приходилось освещать, отслеживать и обсуждать в эфире новый вид террора - терроризм радикальных исламистских групп. Количество и географию терактов, совершённых после 11 сентября 2001 года, сложно описать. Лондон, Мадрид, Бали, Египет, Мумбай, Москва, Беслан, Исламабад, Багдад, Кабул. Говорят, что у многих стран есть теперь свои 11 сентября. Постепенно в мире война с терроризмом превратилась в борьбу за умы. К сожалению, в нулевые годы победы цивилизации в этой борьбе одержано не было.

США

Главный урок американской жизни за первые 10 лет наступившего столетия - ничто не вечно. Не навсегда и мировое лидерство. Именно в эти годы на наших глазах начался конец "империи". Мир становится многополярным.

Американцы свыклись за последние три поколения с мегаролью своей страны и неохотно признают реалии нового времени, а именно - маячащую где-то впереди утрату ими своего подавляющего превосходства. И дело не в упадке американской экономики - её нынешние затруднения - суть следствия периодически повторяющихся кризисов (бывали времена и хуже), а в усиленном росте экономик других стран. В первую очередь, речь идёт о Китае, Индии, Бразилии, Мексике и ряде других. За первые 10 лет нашего столетия совершенно определённо выявилась тенденция вытеснения старых держав новыми. Китай уже занял второе место в мировой экономике. В первую десятку вслед за ним проникают Индия, Бразилия, Мексика. В не очень отдалённой перспективе Франция, Германия, Италия, Великобритания, Испания будут оттеснены вниз Турцией, Индонезией, другими странами.

Россия

Что случилось с Россией за десятилетие 2001-2010? Ничего особенного. И это, пожалуй, главный итог этого периода, о котором, конечно же, можно написать несколько томов "новейшей истории". Но сведутся они, пожалуй, к нехитрому резюме. С чего началось десятилетие? С надежд. На решение классических наших проблем – коррупции и преступности. С чего начался 2011-й? Тоже с надежд. Причём на то же самое.

В целом же, один из главных результатов десятилетия состоит в том, что повсеместно стало меньше интеллекта, больше дикости. При внешней видимости порядка и организованности люди чувствуют себя менее защищёнными. Если в девяностые годы россиян угнетал, в основном, страх перед текущей экономической неопределённостью, то сегодня начал появляться страх перед будущим – страх, с которым невозможно идти вперёд.

И всё-таки провальное десятилетие "нулевых" принесло немало позитивного. В людях укрепилось понимание необходимости не бутафорских, а глубинных, системных перемен. Эпоха застоя и сытости больше не радует, и это очень отрадный факт. В стране сформировалось полноценное информационное пространство, Интернет объединил людей в отстаивании своего достоинства, своих прав. Не без издержек и сбоев, но начинается формирование гражданского общества.

ЕС

Десятилетие нулевых стало для Европы своеобразным экзаменом. И результаты его не впечатляют. Общеевропейское государство балансирует на грани разрушения. Европа по-прежнему остаётся - на уровне национальной идентичности, на уровне того, как люди себя осознают - прежде всего, Европой национальных государств. Так уж сложилось: люди сначала чувствуют себя немцами или англичанами, а уж потом, да и то не все - европейцами.

Но проблемы Европы не сводятся только к этому. Долговой кризис на периферии еврозоны вытащил на поверхность проблемы, о которых многие предупреждали ещё при формировании валютного союза. Без унификации налогового законодательства и создания новых наднациональных европейских институтов - экономического правительства - эти проблемы разрешить невозможно. Однако формирование европравительства означает отказ от существенной доли национальных суверенитетов, а эта идея едва ли найдёт поддержку в большинстве стран ЕС. Так что стартовавший в начале века амбициозный проект единой европейской валюты уже в следующем десятилетии может закончиться.

Одновременно провалилась и мультикультурная модель. В Германии бестселлером стала книга респектабельного финансиста и функционера социал-демократической партии Тило Зарацина о том, как страна гибнет из-за иммигрантов. В Голландии правительство опирается на поддержку антимусульманской партии. В шведский риксдаг впервые прошли ультраправые. В Швейцарии запрещены минареты. Президент Франции инициировал шумную антицыганскую кампанию. Страх граждан перед неизвестностью глобального будущего ведёт к росту ксенофобии, что заставляет европейский мейнстрим смещаться вправо. Процесс будет продолжаться с очевидными последствиями для всего ЕС – противники иммиграции автоматически выступают против единой Европы.

Искусство и культура

Нулевые всё-таки не зря так называются. В искусстве несколько лет запомнятся именно количеством нулей. 135 000 000 долларов за полотно Густава Климта. 65 000 000 фунтов за скульптуру Альберто Джакометти. 72 000 000 долларов за полотно Марка Ротко на аукционе Sotheby’s. 3400 квадратных метров Турбинного зала галереи Тейт Модерн. 4500 квадратных метров Центра современной культуры "Гараж" в Москве. Нулевые запомнятся нам временем гигантомании и рекордов.

Наука

В список важнейших работ последних 10 лет эксперты относят генетические исследования. Учёные определили, какая часть генома отвечает за кодирование белков, а также функции других его участков. Наши знания о Вселенной в XXI веке также расширились. Человек получил новые представления о составляющих мира материи, тёмной материи и тёмной энергии. Может быть, в ближайшие 10 лет или даже меньше учёные наконец "увидят" и сами частицы тёмной материи. Кроме того, за эти 10 лет палеобиологи обнаружили "живые" биомолекулы - ДНК и коллаген - в частицах древних растений, останках людей и животных. Так генетика подключилась к исследованиям в области археологии, палеонтологии и эволюции.

Больших успехов достигла астрономия. Удалось выяснить, что Марс когда-то был достаточно богат водой, чтобы на нём возникла жизнь. Впечатляющими темпами развиваются поиски экзопланет - планет за пределами Солнечной системы. Если в 2000 году было известно всего 26 таких небесных тел, то сегодня уже 502.

Также учёные смогли перепрограммировать работу клеток, изучили геном микроба (оказалось, что 90% клеток в человеческом теле - бактериальные). И ещё: теперь, благодаря работе сотен учёных и такого же количества компьютеров, одна-единственная вычислительная машина способна за неделю расшифровать ДНК трёх человек. Учёным удалось подробно изучить воспалительные процессы в человеческом организме, создать метаматериалы (даже "плащи-невидимки" в определённых диапазонах длин волн), сфотографировать "первые мгновения жизни Вселенной после Большого взрыва", а также прояснить тенденции изменения климата Земли.

Технологии

Могучий рывок за последние 10 лет совершили технологии, и все мы подсели на них. К телефонам, смартфонам и коммуникаторам можно относиться иронически, но за это десятилетие мы увидели, как мобильники реально изменили мир. Революция мобильной связи равносильна технологическому прорыву Гутенберга. В 1917 году большевики вместе с Зимним дворцом первым делом захватили самые быстрые тогда средства связи – петроградскую телефонную станцию и телеграф. В ХХ веке организаторы государственных переворотов брали власть, захватывая телевидение. Но сегодня ни власть, ни переворотчики уже не в состоянии контролировать информационный поток, создателями которого стали сами граждане. Новые технологии создают новую политическую реальность, ещё далеко не до конца осознанную политиками.

Вооружение

Первое десятилетие нового века достаточно чётко выявило новые тенденции в мировом военном строительстве. Главные из них - американская концепция сетецентрической войны, стремительное становление Китая как новой военной сверхдержавы, превращение Азии в место, где сосредоточены наиболее мощные в военном отношении страны, при одновременном форсированном разоружении Европы и России.

Глядя на весь остальной мир, можно констатировать следующее. Распад Советского Союза и прекращение геополитического противостояния России и США привёл к тому, что у многих государств мира, являющихся потенциальными объектами американской экспансии, исчезла реальная возможность противодействия военной агрессии обычными средствами. В этих условиях все, кто только мог, обратили свой взор к альтернативным способам самозащиты, наиболее естественным из которых стала ставка на ядерное оружие.

Именно всеобщая гонка за обладание ядерной бомбой, спровоцированная американской глобальной экспансией, стала важнейшей отличительной чертой мировых военных усилий нулевых годов. Пакистан, Индия первыми обзавелись ядерным оружием и средствами его доставки, вслед за ними на тот же путь встали Северная Корея, Иран, Венесуэла и даже Бирма. Причём, сколько ещё стран ведут аналогичные разработки, не знают, похоже, даже в ЦРУ. Во всяком случае, в любой стране, которую США объявляют очередным изгоем или "мини-империей зла", практически моментально появляются центрифуги для обогащения урана и прочие подземные ядерные объекты. Таким образом, именно США, сделав беззащитными чуть ли не половину стран мира, создали условия для развёртывания небывалой в истории всепланетной гонки ядерных вооружений. И сегодня они сами вынуждены уже считаться с порождёнными этой новой угрозой своей безопасности рисками и решать в дополнении к глобальным вопросам военного противостояния с растущим Китаем ещё и проблемы самозащиты от мелких, но тем не менее очень опасных ядерных стран.

Айвар Деветьяров, Ореанда-Новости

Читайте также:

"…рвались прямо через огонь": в Сургуте сгорел Ту-154

Самые ожидаемые события 2011 года

Московские пробки: предновогодняя истерия или способ отдохнуть от неё

Утраты 2010 года