ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Недавние и многократные заявления российских должностных лиц о том, что наша оборонка в ближайшем времени станет флагманом российской экономики и потянет за собой все другие отрасли, начинают подкрепляться цифрами.

Ещё в конце прошлого года на заседании Комиссии по военно-техническому сотрудничеству президент России Владимир Путин порадовал присутствовавших там руководителей различных ведомств, так или иначе связанных с ВПК, да и всю российскую общественность, в нетерпении замершую в ожидании очередных благих вестей, тем, что в 2012 году план по экспортным поставкам военной продукции перевыполнен, а их объём превысил 14 миллиардов долларов.

И вот на днях, предварительные данные стали более точны. При этом каждый следующий доклад рапортует о всё более и более возросших цифрах. К слову, неделю назад со слов директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александра Фомина стало известно, что в 2012 году наша страна поставила за рубеж оружия на сумму 15,2 миллиарда долларов.

Вчера же, генеральный директор крупнейшего и важнейшего российского экспортёра вооружения – Рособоронэкспорта – Анатолий Исайкин дал развёрнутые комментарии, заявив, что компания, главой которой он является, заключила экспортные контракты на поставку российского вооружения и военной техники на рекордную сумму в 17,6 миллиарда долларов, что, по сравнению с 2011 годом, отмечено ростом в 2,5 раза.

Цифры немного расходятся, но, стоит понимать, что говорят они не совсем об одном и том же. Так, заключённые в этом году договоры могут исполняться несколько лет, а средства получать от них можно и того дольше.

К тому же есть ещё один немаловажный показатель – общий объём портфеля заказов. Он может помочь нам и в ближайшие несколько лет оставаться в лидерах по продажам различного рода вооружения. К слову, только у "Рособоронэкспорта" он в этом году достиг 37,3 миллиарда долларов.

Что же, цифры немаленькие. Но только о чём они нам говорят? Одни утверждают, что все эти победы пирровы, а выезжаем мы только за счёт советского наследия. Другие утверждают, что цифры, как раз, и есть верный показатель того, что наша промышленность воспрянула духом, постепенно модернизируется и, того и гляди, начнёт выпускать такие образцы, которые не снились и многочисленным фантастам, описывающим войны будущего различной степени удалённости.

На самом  деле, стоит признать, что правы и те, и другие. Притом, что негатива здесь гораздо меньше, чем могло бы быть, если бы мы говорили, скажем, о росте экспорта нефти.

В наследство от СССР нам, действительно, достался огромный комплекс военно-промышленных предприятий. И, хотя о конверсии начали говорить более двух десятков лет назад, полностью перевести на мирные рельсы такую махину было невозможно. Производить хорошие кастрюли и холодильники там, где производили хорошие танки, достаточно сложно, а порой и просто нереально.

И именно зарубежные поставки помогли выжить этим предприятиям. Позволили сохранить, пусть и в сильно уменьшенном составе те кадры, которые ещё помнят, как надо изготавливать и самолёты, и корабли.

Теперь же, когда, оказалось, нам самим не повредят новые образцы, эти производственные мощности оказались востребованы. А, глядя на растущие надёжность и качество, всё сильнее потянулись и зарубежные заказчики. К слову, тот же Китай, в середине 2000-х годов почти полностью отказавшийся от нашего вооружения, постепенно возвращается к уже подзабытому рынку. В числе вышеуказанных контрактов на 17 миллиардов долларов, есть и китайские, причём более чем на 2 миллиарда. Как оказалось, производить качественные авиационные двигатели гораздо сложнее, чем ай-фоны.

К тому же, не стоит забывать и о перспективах. Не за горами ввод в эксплуатацию нового истребителя Т-50 (который сейчас ещё называют Перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации – ПАК ФА), новая многоцелевая платформа "Армата" и новый танк на её основе, комплексы противовоздушной обороны. Буквально на днях, в Абу-Даби, на выставке вооружений, впервые представят улучшенную модификацию легендарного автомата Калашникова – АК-12.

Стоит при этом признать, что наши образцы гораздо проще в эксплуатации, чем большинство зарубежных, и гораздо более надёжны, поскольку изначально разрабатываются для использования в экстремальных условиях. Те же британцы весьма интересовались нашими системами защиты вертолётных двигателей от песка – проблема, с которой они столкнулись во время эксплуатации своей техники в Афганистане. А для рынков азиатских стран, Ближнего Востока и Северной Африки, на которые, в первую очередь, ориентируется наша военная промышленность, простота и надёжность – весьма немаловажные критерии.

Плюс ко всему – поставками ведь дело не ограничивается. Технику требуется обслуживать и ремонтировать, что, в свою очередь, вынуждает покупателей вновь и вновь обращаться с заказами к нашим заводам.

Так или иначе, не в последнюю очередь, и благодаря зарубежным заказам, наш ВПК постепенно начинает набирать обороты и не просто клонировать старые образцы, но и разрабатывать новые. А работающая промышленность – это, не в последнюю очередь, и рабочие места, и благополучие тысяч наших сограждан.

Александр Волков, Ореанда-Новости

Читайте также:

Знамение свыше: после заявления папы в собор Ватикана ударила молния

Онищенко предложил отменить новогодние праздники

"Оборонсервис" лишают активов