ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В пятницу, 20 августа в конце дня несколько районов в центре Санкт-Петербурга и на его окраинах оказались обесточенными. Отключились светофоры, пропала мобильная связь, а также теле- и радиосигналы. В жилых домах исчезла вода, заблокировались электронные двери магазинов.  Остановились троллейбусы, трамваи, электрички, поезда метро. Людей из подземки пришлось выводить по рельсам. А застрявших в лифтах вызволяли спасатели.

Жизнедеятельность города начала восстанавливаться примерно через час, но ни энергетики, ни власти так и не смогли назвать причину масштабной аварии в электросетях. 

Как это было

Крупная авария оставила без света Санкт-Петербург и Всеволожский район Ленобласти. По данным МЧС, свет пропал в семи районах города - Приморском, Невском, Адмиралтейском, Петроградском, Выборгском, Калининском и Центральном. Позднее власти уточнили, что всего отключение затронуло 40% территории северной столицы.

Практически сразу же остановились поезда на красной и синей ветке метро. Вслед за этим, как по цепочке встали составы и на остальных станциях. Люди ждали поездов по 15-20 минут. "Минут 15 стоял на станции "Технологический институт". Но когда приехал на "Сенную", понял, что худшее впереди, - рассказывает петербуржец Анатолий Рукавицин. - Состав около получаса стоял с открытыми дверьми и в него буквально утрамбовывались пассажиры. На перроне была такая давка".

Несмотря на то, что в подземке ситуация становилась критической, вход в метро не закрыли. Народ пытался выбраться из подземки, а в это время по эскалаторам спускалась очередная партия пассажиров. Когда электричество подали, движение поездов было восстановлено не сразу. Спасатели сначала убедились, в тоннелях не было людей, потому что некоторые машинисты выводили пассажиров по тоннелю.

На Невском проспекте между тем не работал каждый второй светофор, движение регулировали сотрудники ГИБДД. В центре города остановились троллейбусы и трамваи. Автобусы и маршрутки шли переполненными, очевидцы рассказывали, что таксисты взвинтили цены, "как в Новый год" аж в 3 раза. Но большинство было вынуждено идти пешком. Порой на другой конец Петербурга. 

На Ладожском вокзале из-за отключения электронных табло сотрудникам приходилось выкрикивать информацию для пассажиров в громкоговоритель. Многим пассажирам пришлось покупать билеты на другой поезд и ночевать прямо на вокзале. 

В итоге были задержаны 68 пригородных электричек и 6 поездов. Нарушения движения коснулись электричек Приозёрского, Выборгского и Северного направлений, а также поездов на маршрутах Архангельск-Петербург, Мурманск-Москва, Котлас-Петербург, Петербург-Вологда, Петербург-Хельсинки и Хельсинки-Москва. Задержка поездов достигала трёх часов. Примечательно, что в пресс-службе ОЖД сообщили, что к месту остановки международного поезда Петербург-Хельсинки выдвинулся тепловоз, чтобы дотянуть "Сибелиус" до границы, а вот о пассажирах электричек такую заботу проявить не посчитали нужным.

В МЧС поступали сотни заявок от людей, застрявших в лифтах. "В первую очередь мы направляли свои подразделения на те лифты, в которых находились дети и пожилые люди", - объяснил начальник главного управления МЧС по Санкт-Петербургу Леонид Беляев.

В гипермаркете "Окей" после отключения света заблокировались двери, и оттуда никто не мог выйти. В торговом комплексе "Невский" на улице Дыбенко свет погас сначала в кинотеатре, а потом и в торговых залах, лифты не работали. Вокруг царила паника, никто не понимал, что делать.

Из-за технического сбоя не выдавали деньги некоторые банкоматы, в частности, пострадал Сбербанк. Связь по мобильным телефонам была некоторое время недоступна: на дисплеях высвечивалась надпись "сеть занята". "У нас обесточено около половины базовых станций", - говорили в пресс-службе "МегаФона". Но  несмотря на то, что сотовые операторы достаточно быстро подключили резервные мощности, связь работала с перебоями. Люди начали звонить родным и близким, поэтому мобильная сеть была перегружена.

Для журналистов это был час информационной блокады. Всё это время энергетики, должностные лица отказывались от любых комментариев.

При этом Петербург обошёлся без паники, несмотря на то, что все предпосылки к ней были: город парализован, и никто ничего не знает.

"Я думаю, помогло, как ни странно, то, что авария случилась во время часа пик, - говорит психолог Татьяна Литвинова. - Люди оказались не одни в тревожной ситуации, рядом всегда был кто-то. Конечно, это тоже таит опасность: начнись истерика у кого-то, пошла бы цепная реакция - панические настроения очень легко передаются. Могла возникнуть давка, особенно в метро и магазинах, и это привело бы к жертвам. Здесь сыграл ещё один фактор: на улице было светло. Если бы блэкаут случился зимой, люди бы оказались в полной темноте - фонари на улицах ведь тоже погасли бы. И тогда последствия наверняка стали бы катастрофичными. А когда светит солнышко, всё не так страшно. Я бы ещё отметила роль работников метро и милиционеров. Они терпеливо общались с горожанами, отвечали, как могли, на их вопросы и вообще источали спокойствие. Я сама видела, как наряд ГИБДД на Владимирской площади говорил с людьми, что-то им объяснял, показывал, как лучше пройти, водителям подсказывали, как быстрее объехать пробки. А на станции метро "Владимирская" дежурный каждые двадцать-тридцать секунд объявлял по громкоговорителю, где поезда ходят, где не ходят. Причём в его будке дверь была открыта, чтобы каждый мог к нему подойти и задать вопрос. А главное - он улыбался, всем своим видом показывая, что ничего страшного не происходит. Это сразу успокаивало пассажиров".

Причины

Следственные органы в субботу начали масштабную проверку по факту аварии на подстанции "Восточная", из-за которой накануне Санкт-Петербург и часть Ленинградской области остались на два часа без электричества. Региональному управлению СКП предстоит в течение трёх суток выяснить, был ли состав преступления и надо ли возбуждать уголовное дело. Скорее всего, к проверке привлекут специалистов Ростехнадзора, которые выдадут своё заключение. "Пока подозрения на теракт нет", - сообщила "Газете.Ru" представитель прокуратуры Ленинградской области Светлана Есенькова.

По одной из версий, авария произошла из-за скачка напряжения на одном из четырёх источников электроэнергии, питающих подстанцию "Восточная". Это Кировская ГРЭС, Ленинградская АЭС, Северо-Западная ТЭЦ и Северная ТЭЦ. Однако их представители уверяют, что все генераторы энергии в пятницу работали стабильно.

Как утверждают энергетики, одной из причин блэкаута могла стать и аномальная жара или ураганы. В частности, Олег Бударгин, председатель правления ОАО "ФСК ЕЭС", заявил: "Не могу назвать это основной причиной, но всё-таки эти природные явления, резкая смена температур от 30 до 10 градусов - это могло каким-то образом повлиять на автоматику".

Эксперты опасаются того, что подобная авария вполне может произойти ещё раз.

На подстанции "Восточная" и ранее были сбои. В частности, неделю назад несколько кварталов Петербурга остались без света. Между тем в интернет-СМИ уже опубликована служебная справка ФСК ЕЭС. В ней говорится о неудовлетворительном состоянии "Восточной". В частности, в документе указывается, что "состояние электротехнического оборудования на ней не в полной мере удовлетворяет требованиям эксплуатации". Пропускная способность подстанции близка к критической.

Нынешняя авария на подстанции "Восточная" случилась в самый разгар реализации там крупного инвестпроекта. До конца этого года энергетики собирались освоить на реконструкции подстанции 6 млрд руб.

"Авария в Санкт-Петербурге в очередной раз подчёркивает системные проблемы в российской электроэнергетике, - говорит Семён Бирг, генеральный директор аналитического агентства "Инвесткафе". - Износ в сетевом хозяйстве самый большой в электроэнергетике, а в Северо-Западном регионе превышает 60%. С учётом прямых и косвенных потерь от аварии в Санкт-Петербурге ущерб от неё можно оценить примерно в 250-300 млн руб. Авария нанесла большой удар по имиджу Санкт-Петербурга, и можно не сомневаться, что власти сделают свои выводы из этого. Один из вариантов - наращивание доли администрации города в "Ленэнерго". По мнению Бирга, российские города беззащитны перед угрозой энергетических катастроф. "Можно вспомнить, что ущерб от аварии 2005 года на подстанции "Чагино" в Москве составил около 1 млрд руб. Вообще, после аварии в Москве кардинальных выводов из неё сделано не было, и даже самые большие мегаполисы России в любой момент могут оказаться заложниками неисправностей в энергосистеме".

Айвар Деветьяров, Ореанда-Новости

Читайте также:

Наш суд самый гуманный в мире?

Августовский путч 1991 года: невыученные уроки прошлого

Вопрос с доступными домами решается в Майами

Зерновой газпром