Русские, до сих пор представляют собой имперскую нацию, аналог древних римлян, для которых всякое приращение территорий - это "победа", а самостоятельный голос "провинции" - возмутительный "бунт" (Журнал Geopolitika, Литва).

Проходят империи и исчезают народы, но корни величия тянутся из прошлого и питают соками, позволяя потомкам держать головы высоко. История – это бессмертие (М. Веллер).

ОРЕАНДА-НОВОСТИ  С отказом современной России от навязанного Западом "либерально-демократического" пути развития и всё большей ориентацией общества страны на "твёрдую руку" в средствах массовой информации неуклонно растёт объём публикаций на тему так называемого "имперского комплекса России", который, по мнению идеологов информационного пространства западных стран, является "гирей на ноге" у интегрирующейся в "международное сообщество" Российской Федерации.

Стереотипы западного представления о "русской имперской ностальгии" лучше всего рассмотреть на примере литовских изданий, тематика публикаций которых наиболее ярко сочетает как точку зрения Запада, так и точку зрения бывшей части "империи".

По мнению литовского издательства Geopolitika, психологическое состояние российского общества "определяется и будет определяться  двумя синдромами – иррациональной убеждённостью в заговоре против России и во всё более агрессивном непринятии распада Советского Союза", факт "отторжения" от России бывших республик воспринимается в России как "сознательное нанесение ущерба русской идентичности, которая не чувствует себя полноценной в отсутствие привычного набора подчинённых ей народов". К теме "имперского комплекса" также любят примешать тему "призрака" Советского Союза, согласно которой "бывший советский режим в новом обличии" существует, "стремится выжить, утвердиться и возобладать".

Портал Delfi также регулярно публикует статьи по "имперским амбициям восточного соседа", который "продолжает политику уже несуществующего СССР, надеясь, что интернационализм учебников и вечные зоны влияния СССР до сих пор существуют". Часто на страницах издания можно увидеть следующие пассажи: "Россия возвратилась к авторитарной системе, которая, как утверждают русские, вернула их стране державный статус". По мнению авторов издания именно "имперские замашки" мешают России строить равноправные отношения с бывшими республиками СССР, которые "Россия рассматривает как некие исторические недоразумения".

Тот факт, что во время проведения российскими интернет-СМИ акции "Имя России" лидировали исключительно политические деятели "твёрдой руки" также стал "пищей" для публикаций о "имперском менталитете нынешней России", который "блокирует превращение русских в современную европейскую нацию" (Lietuvos zinios).

Подобная риторика, по мнению многих исследователей психологии народов постсоветского пространства является комплексом неполноценности. Так, например, недавно принятые с большим авансом в европейскую семью латыши, литовцы и эстонцы ощущают себя "бедными родственниками", да к тому же и с "социалистическим прошлым".

Также на общественном сознании бывших "братских республик" и "ближнего зарубежья" сказывается отсутствие опыта длительного существования в качестве самостоятельного государства. Такой исторический опыт не мог не породить сильнейший комплекс неполноценности в национальном самосознании. А отсутствие внутренней уверенности в том, что нация действительно существует, пагубно для общества и, соответственно, для государства. Гипертрофированная форма подобного комплекса выливается в ущемления прав русского меньшинства в некоторых бывших республиках СССР, героизацию врагов бывшей Империи, марши СС и в патологическую боязнь возрождения сильной России.

В заключение

Россию и её соседей объединяет тысячелетняя история: мы сражались и друг против друга, и бок о бок. Но времена меняются, а мы меняться не хотим. В то время, когда европейские народы стараются вместе преодолевать трудности, налаживать связи и строить общее будущее, нам почему-то проще обвинять друг друга в собственных неудачах, указывать на чужие ошибки и не признавать при этом своих.

Не так давно мы все росли в одной стране, на одних фильмах и музыке, любим одних и тех же писателей и артистов. Так почему же когда мы выросли, в нашем сознании всё изменилось на 180 градусов? Ведь то, что пути наших стран разошлись, не означает, что мы перестали быть соседями. Несмотря на границы, мы продолжаем общаться, а в экономических связях часто зависим друг от друга. И не надо делать из мухи слона, а из соседа – врага. История – не инструмент, а повод для работы над ошибками как для нас, так и для наших соседей.

Евгений Кириллов, Ореанда-Новости

Читайте также:

Цена победы: миллиардные клады морей

Невесёлый Татьянин день: кризис ударил по студенчеству

Когда линии пересекаются: жирный крест на демографии

Первые шаги Обамы-президента: бег с препятствиями