ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В минувший четверг, 4 июля, была озвучена основная версия крушения ракеты-носителя "Протон-М". По мнению экспертов, авария произошла из-за раннего старта. Это выяснилось после расшифровки телеметрической информации, согласно которой намеченный отрыв ракеты от стартового стола, так называемый "контакт подъёма", произошёл раньше на полсекунды, поэтому двигатели не смогли набрать нужную тягу. Как следствие, защитная автоматика сработала штатно: начала аварийный увод ракеты от стартового комплекса, получив информацию о невыходе двигателей на полную тягу.

Двигатель, система управления или неверная заправка?

Ранее эксперты выдвигали иные версии аварии, произошедшей с ракетой-носителем "Протон-М". Среди них отказ рулевого двигателя или двигателя первой ступени, а также неисправность системы управления или неверный залив топлива.

О неисправности двигательной установки свидетельствует то, что сразу после старта ракета начала движение в неверном направлении, но система управления пыталась вернуть её на заданный курс. Эксперты склонялись к данной версии, так как по той же причине произошло падение аналогичной ракеты в 2007-м году. Тогда у ракеты-носителя "Протон" отказали рулевые машины второй ступени, вследствие обесточенности механизмов. Ракета-носитель рухнула недалеко от города Джезказган, окрестности которого оказались залиты ядовитым топливом, что привело к экологической катастрофе.

О возможных неполадках в системе управления ракеты-носителя "Протон-М" говорит тот факт, что вначале система среагировала на создавшуюся ситуацию верно, но потом восприняла её как аварийную и начала уводить ракету в сторону для того, чтобы падение произошло за пределами стартового комплекса. В результате, как отмечают специалисты, возникли достаточно серьёзные перегрузки при колебаниях ракеты, особенно в тот момент, когда она легла в горизонтальное положение. Это привело к тому, что разрушаться "Протон-М" начал ещё в воздухе: со спутников сорвало головной обтекатель, головная часть и разгонный блок отделились от ракеты, удар блока спутников по первой ступени спровоцировал начало отделения боковых блоков и пожар.

Рассматривалась также версия о неправильном заливе топлива. Данная причина падения ракеты-носителя имеет право на существование, поскольку всего несколько лет назад, в 2010-м году, из-за ошибки во время заправки разгонного блока (произошёл перелив горючего) ракета отклонилась от нужного курса почти на десять градусов и осуществила вывод спутников "Глонасс", которые находились на её борту, на незамкнутую орбиту. К сожалению, "осуществлять навигацию", находясь на дне Тихого океана, они не могут.

Основная версия и масса вопросов

На сегодняшний день основной причиной падения ракеты-носителя "Протон-М" специалисты считают всё же преждевременный старт. По словам экспертов, из-за раннего запуска двигатели ракеты недобрали примерно пятнадцать-двадцать процентов необходимой мощности. Это привело к тому, что защитные системы стали действовать как во время аварии и увели ракету в сторону от стартовой площадки.

Несмотря на то, что расшифровали уже значительную часть телеметрических данных, у специалистов остаётся ряд вопросов. Непонятен тот факт, почему сигнал на так называемый "контакт подъёма" ракеты-носителя "Протон-М" прошёл раньше, чем было положено. А также, почему в одном из двигателей, согласно телеметрическим данным, было зафиксировано превышение в несколько раз допустимой температуры.

По мнению экспертов, причиной аварии могли стать сразу несколько факторов, в результате наложения которых и произошло падение ракеты. Например, увеличение температуры в одном из двигателей, возможно, связано с пожаром, который начался при зажигании двигателей. Пожар привёл к прогару магистрали окислителя, об этом свидетельствует тёмно-коричневый дым, который был отчётливо виден при старте ракеты-носителя "Протон-М".

Надёжный и устаревший

Несмотря на аварии, которые происходят с ракетой-носителем "Протон-М", специалисты считают её одной из самых надёжных в мире. По словам Олега Мухина, первого вице-президента Федерации космонавтов России, именно с помощью этой ракеты собрана вся МКС, но всё же наземный контроль системы пуска необходимо усилить, так как недосмотры и просчёты очевидны. Техника безопасности тоже должна быть переработана, поскольку "Протон-М" заправляется очень ядовитым и агрессивным горючим.

Стоит обратить внимание на то, что скоро "Протон" будет отмечать полувековой юбилей. Ещё в девяностых годах его планировалось заменить "Ангарой", которая, кстати, совершила свой первый полёт в космос в составе южнокорейской ракеты KSLV-1.

Только факты

Ракета-носитель "Протон-М" стартовала с 81-й площадки космодрома Байконур в минувший вторник, 2-го июля, в 6:38 по Москве. На её борту находились три космических навигационных аппарата "Глонасс-М". Авария произошла на первой минуте старта. Практически сразу после осуществления отрыва от стартового стола ракета-носитель резко отклонилась от намеченной траектории полёта, начала распадаться уже в воздухе, упала вблизи места старта и взорвалась. Ущерб в результате инцидента составил свыше четырёх миллиардов рублей.

По факту падения ракеты-носителя "Протон-М" Следственным комитетом РФ было возбуждено уголовное дело. В настоящее время ведётся следствие.

Даниил Привольнов, Ореанда-Новости

Читайте также:

Нефтяные пятна России

Дело ясное, что дело тёмное

Аномальная жара в Москве: рекорды и опасности

На пороге новой революции

Тарифы ЖКХ дали о себе знать

Обыкновенный герой

Египет поработал над ошибками