ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 6 мая 2013 года, в понедельник в 19.00 в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича состоится 5-й концерт абонемента №2 "Линия жизни".

Исполнители: Академический симфонический оркестр филармонии. Дирижёр - Дориан УИЛСОН (США).
Солист - Евгений ИЗОТОВ

В программе: ЧАЙКОВСКИЙ (1840-1893)
- "Фатум", увертюра (1868)
- Концерт №1 для фортепиано с оркестром (1875)
- Симфония №6 "Патетическая" (1893)


Музыка Петра Ильича Чайковского не нуждается в дополнительном представлении, а его жизненный путь подробно изучен и описан многочисленными биографами. И, тем не менее, концерт серии "Линия жизни", представляющий творчество Чайковского в его хронологии, позволит любителям музыки ещё раз прикоснуться к наследию гения русской музыки и задуматься о метаморфозах, которые претерпевало его искусство с ходом лет.

Симфоническая фантазия "Фатум" была сочинена осенью 1968 года. 28-летний композитор, недавно окончивший курс Санкт-Петербургской консерватории с большой серебряной медалью, впервые в своей жизни обращается к идее фатума, столь важной для его дальнейшего творчества. Сочинению предпослан довольно мрачный эпиграф из поэзии Константина Батюшкова:

...Ты знаешь, что изрёк,
Прощаясь с жизнью, седой Мельхиседек:
"Рабом родился человек,
Рабом в могилу ляжет,
И Смерть ему едва ли скажет,
Зачем он шёл долиной скудных слёз,
Страдал, терпел, рыдал, исчез.

Милий Балакирев, которому посвящена фантазия, нашёл, что "стихи по своей фактуре весьма жалки..., содержание их - весьма дешёвого свойства байронизм". Замысел и стихотворный текст также раскритиковали видные критики Герман Ларош и Цезарь Кюи. Всё это настолько смутило Чайковского, что он после первых исполнений уничтожил партитуру; она была восстановлена после смерти Чайковского библиотекарем Московской консерватории Р.Р. Шорнингом по сохранившимся оркестровым голосам и издана в Лейпциге в 1896 году. В своей ранней фантазии Чайковский сумел отразить основные темы, которые впоследствии он раскрыл в своих симфониях и операх. Жизнь человека, как учит нас музыка Чайковского, имеет светлые стороны, ему свойственно иметь радужные мечты и идеалы, которые вступают в жестокое противоречие с неумолимым роком, сметающим всё на своём пути.

Первый фортепианный концерт тоже был сначала забракован, причём не смог отдать должного гениальности этой музыки сам Николай Григорьевич Рубинштейн, выдающийся пианист, для которого Чайковский и писал это сочинение. История сохранила для потомков фразу Рубинштейна о том, что музыка концерта "никуда не годится". Впрочем, после серии триумфальных исполнений концерта, Рубинштейну пришлось признать ошибочность своих слов, однако было уже поздно: имя первого исполнителя Концерта, оставшееся в истории - Ганс фон Бюлов.


В этот вечер Первый фортепианный концерт П.И. Чайковского прозвучит в исполнении петербургского пианиста Евгения Изотова. Свой первый Гран-при 35-летний пианист выиграл, когда был ещё школьником. Затем последовали победы, среди которых I премия и специальный приз международного конкурса высших школ в Такасаки (Япония), I премия международного конкурса фортепианной академии, основанной фондом Тео Ливена (Комо, Италия), II премия международного конкурса имени Джордже Энеску (Бухарест, Румыния), высшие награды в Cernancelhe (Португалия) и "Le Mee-sur-Seine" (Франция). Евгений Изотов ведёт активную концертную деятельность, выступая в России, США, Европе и Азии. С 2008 года Евгений Изотов - приглашённый профессор по классу фортепиано в Пусанском университете Silla в Южной Корее. Его выступления транслировались по телеканалам Mezzo, MBC в Южной Корее, на Радио Франции и Радио Россия-Петербург.

Завершит концерт Шестая "Патетическая" симфония П.И.Чайковского. Многое необычно и загадочно в истории возникновения этого сочинения. Племянник Чайковского Юрий говорил: "Шестая симфония, по моему глубокому убеждению, является произведением автобиографическим. Помню, что такого мнения придерживались Модест Ильич Чайковский и мой брат Владимир, которому Пётр Ильич посвятил эту симфонию." Чайковский словно бы предвидел скорую смерть, которая настигла его внезапно, то ли в результате холеры, то ли от чего-то ещё, ровно спустя 9 дней после первого исполнения Шестой симфонии, которое состоялось в стенах бывшего Дворянского собрания, ныне - Большого зала филармонии под управлением автора. Слушатели были потрясены гениальной картиной людских радостей и страданий, яростной борьбы и трагического угасания, развёрнутой в симфонии.


Концертом продирижирует американский дирижёр Дориан УИЛСОН, среди учителей которого - знаменитые представители русской дирижёрской школы Дмитрий Китаенко и Рудольф Баршай.

Одним из первых молодых американских дирижёров интенсивно сотрудничал с российскими симфоническими оркестрами: был дирижёром Московского филармонического, приглашённым дирижёром Российского национального оркестра, выступал с академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии.

Среди творческих партнёров Д. Уилсона известные музыканты - Йо-Йо Ма, Т. Цеетмайр, Ш. Черкасский, В. Виардо и другие.

Впервые получил широкую известность в 24 года выступлением на Международном конкурсе дирижёров имени Н. Малько в Копенгагене (1989). В течение 1989-1995 участвовал ещё в восьми международных конкурсах дирижёров и на каждом из них был удостоен премии.

Многие концерты дирижёра транслировались телевидением, в том числе выступления с Национальным оркестром Радио Дании (перед Её Величеством королевой Дании), с Филармоническим оркестром Радио Нидерландов из амстердамского Концертгебау, с Российским национальным из Большого зала Московской консерватории, с Национальным оркестром Радио Финляндии из Зала Финляндии. Снят документальный фильм о концертном турне Дориана Уилсона по Норвегии.

Работает в качестве оперного дирижёра. Занимал пост музыкального директора Vorpommer Theater в Германии, где поставил оперы "Тоска" Пуччини, "Русалка" Дворжака, "Фиделио" Бетховена, "Отелло" Верди, "Сон в летнюю ночь" Бриттена. Также осуществил постановки опер "Cosi fan tutte" Моцарта в театре Бордо (1995), "Свадьбы Фигаро" Моцарта в Немецкой опере Берлина (1996), "Кармен" Бизе, "Травиаты" Верди и "Турандот" Пуччини в Комической опере Берлина. В 1999 спектаклем "Свадьба Фигаро" дебютировал в Королевской опере Швеции.

Агентство "Ореанда-Новости" является генеральным информационным спонсором Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича.