ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 19 ноября 2009 года, в четверг в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича состоится концерт "Союз Советских Социалистических Республик".

В программе прозвучат лучшие произведения композиторов советской эпохи:
- МЯСКОВСКИЙ - "Кремль ночью", кантата-ноктюрн
- ЭШПАЙ - Концерт для фортепиано с оркестром №2
- ХАЧАТУРЯН - "Гаянэ" и "Спартак", фрагменты музыки балетов.

Исполнители:
- Академический Симфонический Оркестр петербургской филармонии
- Оперный хор Михайловского театра. Солистки - Ольга КОНДИНА (сопрано) и Мария ЭШПАЙ (фортепиано). Дирижёр - Владимир ЗИВА.

Период существования государства под названием СССР знаменовался, кроме всего прочего, невиданным расцветом музыкального искусства, как композиторского, так и исполнительского. "Золотой век" музыки в СССР дал миру гениев, к творчеству которых неустанно обращаются сегодня в самых разных уголках нашей земли. Несмотря на то, что жизнь гениальных творцов (впрочем, как и простых людей) была омрачена политическими репрессиями, изуродована страхом и унижениями, история музыки, пожалуй, не знает периода, давшего миру больше великой музыки, нежели в советские годы.

15 ноября 1947 года в Большом зале Московской консерватории, в концерте к 30-летию Великой Октябрьской социалистической революции, студенческий оркестр под управлением Николая Аносова и солистка, студентка Д. Потаповская, впервые исполнили кантату Мясковского "Кремль ночью". Успех был ошеломляющий, и сочинение целиком повторили. Тем неожиданнее стал разгром кантаты цензурой (главные обвинения - в мрачности и мистике - предназначались поэту Сергею Васильеву) и её запрещение: так начался для Мясковского 1948 год. Возмущение вызвали стихотворные фрагменты, например, такой: "Кто-то где-то очень глухо Прозвенел в ночи! То История-Старуха Достаёт ключи".

Арам Ильич Хачатурян - признанный классик, его произведения пользуются заслуженной любовью во всём мире. Чарующий мелодизм, терпкие краски армянского фольклора, проникновенная лирика и человечность сделали его балеты "Спартак" и "Гаянэ" поистине народными. Но политизированность общественных настроений 60-х и здесь сыграла свою роль: в противостоянии Спартака и Марка Красса зрители увидели модель борьбы одинокого героя против жестокого угнетения, террора властей. Гениальная музыка балета "Спартак" подняла в обществе волну протеста против тоталитаризма.

Композитор Андрей Эшпай, чей Второй фортепианный концерт прозвучит в исполнении его внучки, пианистки Марии Эшпай, учился в Московской консерватории по классу композиции у Н.Я. Мясковского, а затем окончил аспирантуру под руководством А.И. Хачатуряна. Таким образом, он стал прямым продолжателем дела своих великих учителей. Эта преемственность, являющаяся признаком высокой породы, определяет творчество А.Я. Эшпая. Помимо академических произведений, композитор написал музыку к замечательным фильмам советского периода, таким как "Приходите завтра", "Трактир на Пятницкой", "Адъютант Его Превосходительства", и многим другим.

Андрей ЭШПАЙ специально приедет в Петербург на исполнение своего фортепианного концерта в Большом зале филармонии.

Агентство "Ореанда-Новости" является генеральным информационным спонсором Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича.