ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 23 сентября 2013 года в Концертном зале имени П.И. Чайковского один из самых востребованных и успешных столичных коллективов - Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского - отдаст дань памяти 200-летию со дня рождения Александра Даргомыжского. БСО под управлением своего художественного руководителя и главного дирижёра - Владимира Федосеева - представят в концертном исполнении оперу "Русалка".

В концерте примет участие Московский государственный камерный хор. Художественный руководитель Владимир Минин.

Солисты:
Елена Евсеева (сопрано)
Анастасия Бакастова (сопрано)
Светлана Шилова (меццо-сопрано)
Петер Зонн (тенор, Австрия)
Валерий Мурга (баритон)
Михаил Казаков (бас)


"Великий учитель музыкальной правды" Александр Сергеевич Даргомыжский - одна из ключевых фигур в становлении русской композиторской школы. Его творчество стало своеобразным мостом между М.И. Глинкой и композиторами "Могучей кучки". Именно Даргомыжский дал начало творческим исканиям М.П. Мусоргского, а затем Д.Д. Шостаковича и его современников. Его психологизм и тяготение к интонациям городских жанров открыли эту малоосвоенную "кучкистами" область музыки для П.И. Чайковского. Пристальное внимание к внутреннему миру героев, к сюжетам об "униженных и оскорблённых" созвучны также веризму, которому ещё только предстояло появиться в Италии конца XIX века.

Даргомыжский стал основоположником реалистического направления в русской музыке, тяготея к драматически-насыщенным сюжетам, к интонациям русских песен и городских романсов, к поэзии А.С. Пушкина. Пушкинское слово привело композитора к поиску новых средств выразительности - и, прежде всего, нового типа мелодии. Он стремился к воспроизведению живых интонаций человеческой речи, и своё творческое кредо сформулировал в афористической фразе: "Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды". Даргомыжский создал две оперы на пушкинские сюжеты: первую русскую лирико-психологическую бытовую драму "Русалка" и новаторскую речитативную оперу "Каменный гость", а также кантату "Торжество вакха" и множество романсов, среди которых такие вершины жанра, как "Я вас любил", "Восточный романс", "Что в имени тебе моём", "Ночной зефир". К романсам композитор обращался на протяжении всей жизни, и они стали для него своеобразной "творческой лабораторией", в которой отшлифовывался оперный стиль композитора. В романсах А.С. Даргомыжский реализует свои новаторские искания, существенно расширяя не только все средства музыкального языка, но и сам жанровый диапазон - вплоть до театрализованных сценок и сатирических песен. В операх этого композитора каждая сольная или ансамблевая сцена - это целостная драматическая миниатюра, где в ёмкой лаконичной форме переданы подчас самые сильные эмоции.

Владимир Федосеев давно завоевал репутацию одного из лучших интерпретаторов русской классики. Образцовой признана и его запись оперы "Русалка" Даргомыжского, сделанная на Всесоюзном радио в 1983-м году с оркестром и хором Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Как и тогда, сейчас для своего исполнения в честь 200-летия со дня рождения композитора, Владимир Иванович привлёк первоклассных певцов.


Елена ЕВСЕЕВА (сопрано) выступала на сцене Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко и Московского театра "Новая опера" под руководством Евгения Колобова. С 1994 года является приглашённой солисткой Государственного академического Большого театра России.


Светлана ШИЛОВА (меццо-сопрано) в 1998-2002 была солисткой Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, с 2002 - солистка Большого театра России.


Михаил КАЗАКОВ (бас) дебютировал на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета (Казань), с 2001 - солист Большого театра. За последнее десятилетие исполнял главные партии в постановках крупнейших оперных театров мира, среди которых Венская государственная опера, Вашингтонская национальная опера, Саксонская государственная опера в Дрездене и Немецкая опера на Рейне.


Уроженец Зальцбурга Петер ЗОНН (тенор) с начала своей карьеры принимает участие в различных программах Зальцбургского фестиваля. Он сотрудничал с оперными театрами Цюриха, Франкфурта, Берлина и Чикаго, с Гамбургской государственной оперой, Komische Oper Берлина, миланским Ла Скала. Выразительный, отличающийся тембровым богатством, голос позволяет ему исполнять самый разнообразный репертуар не только на оперной сцене, но и в концертах. Он много выступал с Берлинским симфоническим оркестром радио. С БСО под управлением Владимира Федосеева Петер Зонн также выступает не впервые.


Валерий МУРГА (баритон) с 2000 года - солист театра Опернхаус в Цюрихе, а Анастасия Бакастова (сопрано) - с 2002 является солисткой Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.


Не раскрывая всех нюансов, отметим, что концертная версия (как это часто бывает в филармонии) предусматривает минимальную театрализацию. В качестве сценографа выступит известный кинорежиссёр, знаменитый постановщик Мосфильма, создатель художественных и документальных фильмов Владимир Васильев.

"Русалка" знаменита своими хоровыми сценами. В этой опере хор - важный и практически постоянный участник сценического действия. Владимир Федосеев доверил исполнение хорового сопровождения Московскому государственному академическому камерному хору, который давно и много работает с Владимиром Ивановичем. Московский камерный хор славится своим мастерством нюансировки, что особенно важно в исполнении музыки Даргомыжского, полной выразительных деталей.

И хор, и солисты работают с маэстро Федосеевым не впервые, и, надо полагать, взаимопонимание, которое будет царить на сцене, позволит слушателям насладиться сполна красотой и смелостью замысла первой музыкальной драмы в истории отечественной музыки - "Русалки" Даргомыжского.

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Академической Филармонии.