ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 5 марта 2013 года, во вторник Академический симфонический оркестр Московской филармонии выступит в Большом зале Консерватории под управлением одного из самых авторитетных мастеров дирижёрского искусства – маэстро Томаса Зандерлинга. В программе, посвящённой 180-летию со дня рождения Брамса, Второй фортепианный концерт композитора с оркестром исполнит один из лучших пианистов современности - Борис Березовский. Проект реализован при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках Года России-Германии 2012-2013.

Исполнители:
Академический симфонический оркестр Московской филармонии
Художественный руководитель и главный дирижёр - Юрий Симонов
Дирижёр - Томас Зандерлинг /Германия/
Солист - Борис Березовский (фортепиано)

В программе:
БРАМС (к 180-летию со дня рождения)
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Фортепианный квартет № 1 (оркестровка Шёнберга)

Музыка Брамса - одно из неизменных пристрастий и Томаса Зандерлинга, и Бориса Березовского. Практические все произведения крупной формы композитора постоянно исполняются обоими музыкантами. Однако, для московского концерта артисты выбрали не самый распространённый брамсовский репертуар. Второй фортепианный концерт, звучащий в концертной практике реже чем Первый, считается одним из самых величественных образцов концертного жанра. Его монументальная композиция не уступает замыслу величайших симфоний, поэтому на премьере в 1881 году (которую исполнял сам автор с оркестром Майнингена, славившимся своими образцовыми исполнениями, под управлением Ганса фон Бюлова) концерт поразил современников чрезвычайной виртуозностью и технической сложностью.

Музыка Второго фортепианного концерта отличается свободой построений. К типичной трёхчастной структуре цикла композитор добавил дополнительную среднюю часть - скерцо, тем самым приблизив строение этого концерта к симфонии. После премьеры сочинения в Вене в феврале 1882 года Ференц Лист писал Брамсу: "Я нашёл в этом сочинении ясность и свет. Концерт обладает выразительностью превосходного художественного произведения, в котором мысли и чувства отличаются благородной соразмерностью".

Шёнберг – крупнейший новатор ХХ века, создатель додекафонной системы, ставшей точкой отсчёта практически для всех авангардных опытов современности, самобытный художник-живописец (автор свыше 300 полотен), педагог, воспитавший более тысячи учеников, поэт и прозаик, автор текстов многих своих сочинений, ставший прообразом главного героя романа "Доктор Фаустус" Томаса Манна. И в то же время Шёнбергу принадлежит высказывание о том, что многое ещё можно сказать в до мажоре. Возможно, такой пиетет перед традиционным искусством Шёнберг унаследовал от своего педагога по контрапункту, а затем друга и родственника (брата жены) Александра фон Цемлинского, которого некогда поддержал Брамс.

Вопрос баланса между традицией и новаторством был актуален для всех этих композиторов. Брамс, верный ученик и последователь венских классиков, называемый современниками "последним немецким классиком", поставил перед собой трудную задачу – кипящую лаву романтических чувств облечь в стройные классические формы, умерить лирическую взволнованность рациональным, взвешенным наблюдением. Это сочетание классического с романтическим прекрасно передано в оркестровке Шёнберга Первого струнного квартета Брамса, исчерпывающе раскрывающей своеобразие творчества последнего немецкого классика.

Томас Зандерлинг родился в 1942 году в Новосибирске, начал учиться музыке в Ленинграде, где его отец, прославленный маэстро Курт Зандерлинг, был дирижёром оркестра Ленинградской филармонии. Как дирижёр Томас Зандерлинг дебютировал в 1962 году. В последующие несколько лет он с успехом работал во всех ведущих оркестрах и оперных театрах ГДР, включая дрезденскую Staatskapelle и лейпцигский Gewandhaus, и завоевал Приз берлинской критики за оперные постановки в Komische Oper. Вскоре после выхода CD с первой в истории записью "Сюиты на стихи Микеланджело" Д.Шостаковича, Т. Зандерлинг стал ассистентом Г. фон Караяна и Л. Бернстайна. В начале 1980-х годов он стал постоянным приглашённым дирижёром Немецкой государственной оперы Unter Den Linden. Затем последовал успешный дебют в Венской государственной опере, где он дирижировал "Волшебной флейтой". Сразу после этого Венская опера пригласила его продирижировать "Свадьбой Фигаро" - первой постановкой шедевра Моцарта в этом театре со времени кончины великого Карла Бёма.

Т. Зандерлинг - обладатель многих престижных наград, в том числе лауреат ряда дирижёрских конкурсов. Среди оркестров, которыми дирижировал Т. Зандерлинг - лучшие коллективы Германии: Немецкий симфонический оркестр, берлинский Konzerthausorchester, дрезденская Staatskapelle, оркестры Дрезденской филармонии и лейпцигского Gewandhaus, оркестр г. Галле, оркестры Баварского радио, северогерманского радио (Гамбург) и западногерманского радио (Кёльн); симфонические оркестры Монреаля, Ванкувера, Питтсбурга, Балтимора и Далласа; оркестр Чешской филармонии, филармонический оркестр радио Хильверсума (Нидерланды); ведущие оркестры Великобритании (симфонический оркестр Борнемута, Лондонский филармонический, Королевский филармонический, Королевский филармонический Ливерпуля, Шотландский оркестр ВВС), Скандинавии (оркестры филармоний Осло и Бергена в Норвегии, филармонии Хельсинки, Королевский оркестр Стокгольма), России (оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, Российский национальный оркестр, Национальный филармонический оркестр России). 

Т. Зандерлинг - главный приглашённый дирижёр Новосибирского академического филармонического оркестра, почётный музыкальный директор симфонического оркестра г. Осака (Япония), с которым он дважды был удостоен Гран-При критиков Осаки. В качестве дирижёра-постановщика Т. Зандерлинг приглашался во многие оперные театры, среди которых Немецкая опера Unter den Linden; берлинские Staatsoper, Deutsche Oper и Komische Oper; Баварская и Гамбургская государственные оперы; Опера Франкфурта; оперные театры Галле и Бонна, Венская государственная опера; Большой и Мариинский театры; театр La Fenice (Венеция); оперные театры Ниццы, Граца, Гётеборга, Осаки; Королевская опера и Kongelige Teater (Дания); Финская национальная опера; Opera Forum (Нидерланды). 

Обширная дискография Томаса Зандерлинга включает записи, сделанные на Deutsche Grammophon, Sony Classical International, Naxos, BIS, Chandos, Audite, Berlin Classics. Записи дирижёра удостоены многих призов. Среди таких Шестая симфония Малера с оркестром Санкт-Петербургской филармонии (Cannes Classical Award); полное собрание симфоний И. Брамса с Лондонским оркестром Philharmonia (Salzburg Prize); Концерт для фортепиано с оркестром П. Клецки соч. 22, солист Й. Бановетц (Grammy Nomination); полное собрание симфоний французского композитора А. Маньяра (Cannes Classical Award); полное собрание оркестровых сочинений С. Танеева (получившее несколько призов).

Борис Березовский - один из самых востребованных пианистов мира. Его искусство отличается феноменальной виртуозностью, совершенным звуком с богатейшим спектром динамических оттенков, убедительными интерпретациями произведений самых разных эпох и стилей. 

Пианист родился в Москве в 1969 году. В 1987 году восемнадцатилетний музыкант получил IV премию на конкурсе пианистов в Лидсе (Великобритания). После его блестящего дебюта в лондонском Вигмор-холле в 1988 году газета The Times охарактеризовала его как "исключительно многообещающего артиста". Ярким подтверждением тому стала Золотая медаль на IX Международном конкурсе имени П.И.Чайковского в Москве, завоёванная Березовским в 1990 году. 

Б.Березовский регулярно выступает с лучшими оркестрами мира, среди которых нью-йоркский, мюнхенский, роттердамский и берлинский филармонические, лондонская "Филармония" и симфонические оркестры Филадельфии, Бирмингема и Сиднея, симфонический оркестр BBC, Резиденц-оркестр Гааги, амстердамский Concertgebouw, симфонический оркестр радио Франкфурта, Национальный оркестр Датского радио и Национальный оркестр Франции, Российский национальный оркестр и другие. Выступления музыканта проходят под управлением Курта Мазура, Шарля Дютуа, Вольфганга Заваллиша, Эндрю Литтона, Антонио Паппано, Владимира Ашкенази, Александра Лазарева, Михаила Плетнёва, Юрия Башмета, Дмитрия Китаенко, Александра Рудина, Дмитрия Лисса и многих других известных дирижёров. 

В области камерной музыки пианист постоянно сотрудничает с такими выдающимися музыкантами, как Брижитт Анжерер, Вадим Репин, Дмитрий Махтин, Александр Князев и другими артистами. Б.Березовский даёт сольные концерты в лучших концертных залах мира, участвует в крупнейших международных фестивалях, а в России по его инициативе с 2006 года проходит "Метнер-фестиваль". 

У Бориса Березовского обширная дискография - около 40 сольных и ансамблевых CD и DVD. На лейбле Teldec пианист записал произведения Шопена, Шумана, Рахманинова, Мусоргского, Балакирева, Метнера, Равеля и все трансцендентные этюды Листа. Запись сонат Рахманинова получила Премию Немецких критиков, а диск с сочинениями Равеля был отмечен экспертами изданий Le Monde de la Musique, Diapason, BBC Music Magazin и Independent on Sunday. В 2006 году пианист был удостоен премии BBC Music Magazine. Записи Б.Березовского в ансамбле со скрипачём Д.Махтиным и виолончелистом А.Князевым были удостоены целого ряда наград: престижной французской премии Diapason d Or, наград от журнала Le Monde de la Musique и фирмы Gramophone, а также премии "Эхо-Классик" в номинации "Лучшая запись года в области камерной музыки. Ансамбль XIX века". Концертная запись пианиста этюдов Шопена в транскрипции Годовского удостоена премий Diapason d Or и RTL d Or. Запись "Карнавала животных" Сен-Санса с Брижитт Анжерер и Анри Демаркеттом завоевала премию CHOC. 

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Академической Филармонии.