ОРЕАНДА-НОВОСТИ. С 20 по 24 июня 2010 года Московская филармония проводит II Московский международный фестиваль актуальной музыки "Другое пространство". Идея фестиваля - создать единое пространство для встречи автора, исполнителя и слушателя, языком общения которых станет современная музыка. Пять дней в режиме нон-стоп будет звучать музыка молодых композиторов и мастеров старшего поколения.
Концерты пройдут в Камерном зале Московской филармонии, Craft_холле - новом пространстве филармонии, специально создаваемом как арт-объект. Откроется фестиваль в Roof_холле концертом "По барабану - на крыше: Gnessin Percussion Trio".

"Другое пространство" - это фестиваль премьер, большинство произведений написаны специально к фестивалю, а многие произведения ещё не звучали в нашей стране. Звучание музыки будет чередоваться с мультимедийными перфомансами, видео- и кинопоказами, "немых" фильмов с "живой" звуковой дорожкой. Специально к фестивалю в Craft_холле будет организована выставка акварельных работ американской художницы Сары Джейн Флор.

Для фестиваля создают произведения молодые композиторы. 22 июня в Craft_холле состоится мультимедийный проект молодых композиторов и Ансамбля "Студия новой музыки".

Алексей Сысоев: "В сферу интересов современных композиторов входят не только поиски новых звуковых путей и объектов, но и актуальные способы их реализации в "пост-филармоническом" пространстве. Какой сегодня должна быть музыка? Какова её естественная среда обитания? Где та грань, за которой музыка перестаёт быть чистым искусством, "вещью в себе"? То, чему вы сегодня станете свидетелями - не обычный филармонический концерт в привычном понимании этого слова, но и не театрализованный перфоманс или шоу. Своей задачей композиторы ставят создание экспериментальной территории существования единого музыкального организма, в котором переосмысливаются все основополагающие его аспекты: звук, время, пространство…".

Состоятся мировые и российские премьеры девяти молодых композиторов: Владимира Горлинского, Анны Ромашковой, Олега Пайбердина, Кузьмы Бодрова, Алексея Сысоева, Алексея Наджарова, Дмитрия Курляндского, Николая Хруста, Сергея Хисматова.

23 июня - вечер премьер "Молодая музыка". В Craft_холле - 14 премьер произведений объединения "МолОт" Союза композиторов России. Специально к фестивалю создали сочинения Даниил Власов, Георгий Дорохов, Вероника Затула, Анна Желтышёва, Андрей Зеленский, Станислав Маковский, Алексей Наджаров, Эльмир Низамов, Ярослав Судзиловский, Любовь Терская, Алексадра Филоненко, Александр Хубеев, Ольга Шайдуллина. Произведения исполнит "ГАМ-ансамбль" ("Галерея актуальной музыки") - участники филармонических программ "Филармонический дебют" и "Молодые таланты". С творчеством молодых испанских композиторов можно будет познакомиться 21 июня; их актуальную музыку представит Ансамбль современной музыки Grupo Enigma г.Сарагоса (Испания).

В программах фестиваля прозвучат произведения и признанных современных классиков - Дютиё, Кобекина, Мантовани, Николаева, Раскатова, Вустина, Софронова, Тарнопольского, Щетинского, Екимовского, Денисова, Лигети, Штокхаузена, Мартынова, Голышева, Корндорфа, Лурье, Половинкина, Протопопова, Рославца, Шиллингера...

Рауф Фархадов: "В 1956-м Пьер Булез завершил свои "Структуры I" для двух фортепиано, исчислив в них всё, что только в музыке возможно. Никакого шанса живому чувству, эмоции и даже дыханию. Закрыв, тем самым, любые вопросы музыкальной структуры".

В 1968-м Лючано Берио создал свою Симфонию, ставшую квинтэссенцией всего нового, радикального и парадоксального, к чему пришло многовековое развитие европейской музыки. Закрыв, тем самым, любые вопросы музыкальных эстетик, технологий и стилистик.

Что оставалось делать в этой ситуации композитору? А то и делать, что всякий раз изобретать нечто такое, что может быть использовано только здесь и теперь, только в данном конкретном опусе, всего один лишь раз. Оттого всякое сочинение стало являть собой индивидуальный, чаще одноразовый авторский манифест (проект, акцию, жест) с одноразовой же эстетикой, концептом, манерой и письмом. Хотя, по большому счёту, здесь давно уже изобретать было нечего. Даже хорошо забытое старое заново многократно "открыли" и "изобрели".

Фестиваль "Другое пространство" поступил мудрее. Он решил ничего не открывать и не изобретать, но создать иные условия и иные контексты бытования современной музыки. С одной стороны, преодолеть тесные рамки филармонических залов и поселить новое искусство в среду непривычную и экстремальную. Ту, где, во многом, стирается грань сцены и зала, исполнителя и публики, ведущего и ведомого. Попытка вписать современную музыку не только в неожиданную для неё социо-культурную ситуацию, но и продемонстрировать другие формы её реализаций и представлений. И, значит, авангардная, поставангардная, минималистская, постмодернистская, концептуальная и т.п. музыка звучит для зрителя в непосредственной близости от неё самой, чуть ли не внутри её самой, чуть ли не в качестве прямого её сотоварища и соучастника. Нет, практически, никакого конфликта между товаром и производителем, продавцом и покупателем, личностью и обществом, возможностями и потребностями. А что ещё ей, новой музыке, нужно?!

С другой стороны, наш фестиваль - пограничная зона, где пересекаются пути разных видов искусств. Однако, это не пресловутый синтез искусств, а, скорее, самостоятельные контрапункты и параллелизмы. Когда одновременно возникают многоярусные слои - визуальные, музыкальные, артистические, изобразительные, электронные - каждый из которых несёт собственную важную информацию. Так из разного и различного складывается единое мультимедийное пространство, а, точнее, новая художественная реальность.

Основная композиторская направленность "Другого пространства" - музыка молодых российских авторов: как правило, музыка премьерная или совсем недавно написанная. Этакая площадка для свежих имён и опусов. Кажется, только таким вот образом можно увидеть и услышать, куда мы идём, движемся. Потому что прозвучат на фестивале и сочинения мэтров, "живых классиков", аксакалов. И, выходит, есть что сравнить и сопоставить. Ведь "Другое пространство" - не есть другая традиция, но лишь новое её наполнение".
 
Виталий Пацюков: "Фестиваль "Другое пространство" возвращает в современную культуру единство акустического и визуального художественного жеста. Композиторы, музыканты и художники - участники фестиваля - формируют актуальные зоны современного искусства, превращая "другое пространство" культуры в естественный организм. В его слоях свободно существуют основные художественные стратегии - новейшая камерная музыка, визуально-акустические перформансы и видеоарт, взаимопересекаясь и образуя единый генетический код художественной мысли. Фестиваль "Другое пространство" объединяет зрителей и участников, восстанавливая традиции целостного присутствия человека в истории и культуре".

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Академической Филармонии.