ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В Золотой гостиной Зимнего дворца работает выставка "Судьба одной коллекции. 500 резных камней из кабинета герцога Орлеанского". Она продолжает серию временных экспозиций, посвящённых знаменитым европейским коллекциям, составившим основу художественных собраний Эрмитажа. На выставке представлено 500 гемм, датируемых IV в. до н.э. - серединой XVIII в., и составляющих треть коллекции герцогов Орлеанских.

В 1787 году по указу императрицы Екатерины II в Париже у Луи-Филиппа-Жозефа Орлеанского были приобретены 1,5 тыс. гемм родовой коллекции герцогов Орлеанских, представителей младшей ветви королевской династии Франции. Ядром собрания является коллекция гемм Гейдельбергского замка. Её формирование началось при пфальцграфе Палатинском Отто-Генрихе (1502 - 1559). Античные геммы составляют самую большую группу в собрании Гейдельбергского замка. В ней присутствуют редкие работы эллинистической эпохи; произведения, вышедшие из под резца мастеров республиканского и августовского Рима, времени "солдатских императоров".

В 1685 году собрание было унаследовано Елизаветой-Шарлоттой, принцессой Палатинской, выданной замуж за герцога Филиппа Орлеанского. Благодаря этому династическому браку Кабинет гемм и перешёл в руки герцогов Орлеанских. Елизавета-Шарлотта продолжала заниматься пополнением коллекции, обогатив её геммами, представляющими разные этапы развития античной глиптики, в том числе работами известных мастеров - Авла, Руфа, Сострата, Трифона. Значительная часть памятников относится к эпохе Возрождения и Барокко.

В 1741 году внук Елизаветы-Шарлотты, герцог Луи III Орлеанский приобрёл парижское собрание резных камней Пьера Кроза, одного из крупнейших европейских коллекционеров. Особый интерес в его собрании представляют камеи чисто византийского стиля. Большая группа инталий и камей знакомит с глиптикой Италии, Франции, Германии, Нидерландов XV - начала XVIII вв. Среди шедевров европейского портрета выделяется воспетый Дж. Вазари портрет Генриха II Французского работы А. Чезати.

Среди последних владельцев гемм, представителей рода герцогов Орлеанских, не было столь крупных ценителей, какими были Елизавета-Шарлотта и Пьер Кроза. Однако в это время в коллекцию были приобретены редкие этрусские скарабеи, геммы XV - XVIII вв., несколько шедевров портретной глиптики, талисманы и гриллы (соединения голов человека и животных). Единичные памятники представляют Сасанидский Иран и европейское Средневековье.

Выставку дополняют описания, каталоги коллекций и гравюры, посвящённые геммам герцогов Орлеанских, виды замков и дворцов, в которых в разное время находилась коллекция. Разделы экспозиции, реконструирующие отдельные собрания XVI - начала XVIII вв., вошедшие в состав коллекции герцога Орлеанского, выделены цветом.

К выставке издательством "Славия" подготовлен иллюстрированный каталог "Судьба одной коллекции. 500 резных камней из Кабинета герцога Орлеанского".