ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 27 июня 2013 года, в четверг в 19.00 в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича, в рамках дней Тель-Авива в Санкт-Петербурге состоится 6-й концерт абонемента №1 "Юрий Темирканов и его оркестр.

Исполнители: фортепианный дуэт "Сильвер-Гарбург" (Гиль Гарбург и Сиван Сильвер).
В концерте принимает участие Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии. Дирижёр - Николай АЛЕКСЕЕВ.

Солисты: Сиван СИЛЬВЕР, Гил ГАРБУРГ (фортепиано, Израиль)

В программе:
 - МОЦАРТ - Балетная музыка из оперы "Идоменей"
- ШОСТАКОВИЧ - Симфония №9
- ПУЛЕНК - Концерт для двух фортепиано с оркестром
- РАВЕЛЬ - "Вальс", хореографическая поэма для оркестра


28 июня 2013 года, в пятницу в 19.00 в Большом зале Санкт-Петербургской Академической филармонии в исполнении Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии п/у Николая АЛЕКСЕЕВА прозвучит:
- МЕНДЕЛЬСОН - Симфония №3 "Шотландская"
- ГЛИНКА - Вальс-фантазия
- ВАЛЬДТЕЙФЕЛЬ - "Сирены", вальс
- ЧАЙКОВСКИЙ - Вальс из балета "Спящая красавица"
- РАВЕЛЬ - "Вальс", хореографическая поэма


Заключительный концерт абонемента "Юрий Темирканов и его оркестр" пройдёт под управлением Николая Алексеева, дирижёра, постоянно работающего с прославленным Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д.Шостаковича.

Программу концерта откроет музыка из первой "взрослой" оперы Моцарта, "Идоменея". 24-летний композитор получил заказ баварского и пфальцского курфюрста Карла Теодора и для написания оперы удалился из Зальцбурга, ведя постоянную переписку со своим отцом и ментором, Леопольдом Моцартом, о работе над новым сочинением, премьера которого состоялась 29 января 1781 года в Мюнхене.

165 лет разделяют "Идоменей" Моцарта с Девятой симфонией Д.Д. Шостаковича, впервые исполненной в победном, 1945 году в Ленинграде филармоническим оркестром под управлением Евгения Мравинского. Задуманная как гимн великой победе, симфония с символическим для этого жанра номером девять, обманула ожидания прежде всего самого автора, сменив торжественность и пафос на беззаботность и "непереносимую лёгкость бытия". По словам Шостаковича, симфония стала "вздохом облегчения после мрачного лихолетья с надеждой на будущее". Официальные власти, видимо, сочли такую концепцию слишком облегчённой, чтобы присудить автору Сталинскую премию 1946 года, а двумя годами позже наряду с другими сочинениями опального композитора и вовсе запретили симфонию к исполнению.

Полный остроумия и изящества Концерт для двух фортепиано с оркестром Франсиса Пуленка был написан в 1932 году. Его исполнит дуэт молодых израильских пианистов Сивана Сильвера и Гиль Гарбург. Новый приезд дуэта в Петербург (музыканты уже дважды выступали здесь) стал возможен благодаря фестивалю "Дни Тель-Авива в Санкт-Петербурге". Дуэт был создан в 1997 году и покорил многие страны и континенты. Музыканты выступали на самых престижных концертных площадках мира, включая Музикферайн в Вене, Карнеги-холл и Линкольн-Центр в Нью-Йорке, филармонию в Берлине, Гевандхауз в Лейпциге и оперный театр в Сиднее. Неоднократно участвовали в фестивале "Кремль музыкальный" в Москве. Игрой дуэта "Сильвер-Гарбург".

"Они замечательные. По-моему, за весь концерт не было взято ни одной посторонней ноты. Это совершенно идеальный, удивительный ансамбль. Они играют как одно целое!" - восхищался выдающийся пианист Николай Петров.

Завершит концерт "Вальс" Равеля, созданный в 1920 году для труппы Сергея Дягилева. "Я задумал этот Вальс как нечто вроде апофеоза венского вальса, который вовлекается во всё нарастающий фантастический и фатальный вихрь, - писал композитор в "Краткой автобиографии". - Этот Вальс представляется мне в обстановке императорского дворца примерно в 50-х годах прошлого столетия".

В сценической ремарке к партитуре Равель замечает: "В просветах среди мчащихся вихрем туч мелькают вальсирующие пары. Облака постепенно рассеиваются: виден огромный зал, заполненный танцующими. Сцена освещается всё сильнее. Блеск люстр заливает зал. Перед нами императорский двор в 1855 году". Современники спорили, о том, чей императорский двор описал Равель: венский или французский, Наполеона III? Они слышали в музыке "Вальса" "ураган войны", предвестие катаклизмов и прочие, не свойственные этому легкому жанру сантименты. Сам автор так охарактеризовал законченное творение: "...апофеоз венского вальса, который смешивается в моём представлении с ощущением фантастического и фатального вихря".

Это же сочинение прозвучит в Большом зале филармонии вновь на следующий день, в том же исполнении, в концерте, программу которого можно назвать: "Вальс, вальс, вальс". Слушатели в этот вечер встретятся с Вальсом из "Спящей красавицы" Чайковского, ставшим национальным достоянием России, той музыкой, по которой узнают нашу страну и ее искусство во всём мире. Чайковский развил и довел до апогея симфонические принципы развития и драматизации легкого, не претендующего на глубину, изящного танца, гениально намеченные и реализованные Михаилом Глинкой в его "Вальсе-фантазии". Вначале это сочинение предназначалось для исполнения на фортепиано; однако в 1856 году Глинка, видя большой потенциал этой музыки, оркестровал и придал окончательный вид сочинению, которому суждено было впоследствии стать одним из самых значительных, известных и исполняемых произведений композитора.

В концерте прозвучит вальс "Сирены" Эмиля Вальдтейфеля. Французский композитор, автор многочисленных вальсов, капельмейстер придворных балов Наполеона III и придворный пианист императрицы Евгении, а также соперник легендарного Иоганна Штрауса, Вальдтейфель придерживался определённого типа построения вальса, создавая сюиты из нескольких вальсов со вступлением и развёрнутым заключением.

А откроет концерт исполнение Третьей, "Шотландской" симфонии Моцарта. Сочинение было написано по мотивам впечатлений автора от путешествия по этой необычной стране. "В Эдинбурге, когда бы вы туда ни прибыли, всегда воскресенье, - писал Мендельсон родным 28 июля 1829 года. - Всё здесь очень строго, мощно, всё погружено в какую-то дымку, или дым, или туман, а завтра состоится состязание горцев на волынках, и поэтому многие уже сегодня облачились в свои наряды и, степенно и важно покидая церковь, победоносно ведут под руку своих разряженных подруг. У всех длинные рыжие бороды и голые колени, все в ярких плащах и шляпах с перьями. Держа в руках волынки, люди неторопливо проходят по лугу мимо полуразрушенного замка, где так блистательно проводила время Мария Стюарт и где у неё на глазах убили Риччо". Этот отрывок ярко характеризует визионерский, полный образных, исторических ассоциаций стиль мышления Феликса Мендельсона. Впервые сочинение прозвучало 3 марта 1842 года в Лейпциге, в исполнении оркестра Гевандхауза, которым руководил автор. Впервые в истории музыки в "Шотландской симфонии" Мендельсон применил форму сквозного развития, настаивая на её исполнении без перерывов между частями. В дальнейшем такой принцип будет подхвачен и развит Ференцем Листом в его симфонических поэмах.

Агентство "Ореанда-Новости" является генеральным информационным спонсором Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича.