ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  С 27 января по 19 февраля 2012 года в галерее "11.12" будет проходить персональная выставка Александра Жерноклюева "На чёрном".

Директор галереи Александр Шаров сказал в преддверии открытия выставки: "Моё сотрудничество с Жерноклюевым началось в 2008 году, когда художник начал работать над серией "Красные матросы". Мне она сразу понравилась, и я постарался максимально представить её не только в России, но и в Америке, показав работы на "Арт-экспо 2008" в Нью-Йорке. Надо признаться, произведения Жерноклюева были невероятно тепло приняты за рубежом. В тоже время, я увидел и другие картины художника, например, мне сразу запомнилась серия "Мужчины на чёрном" свей мощной энергетикой. Я рад, что на большой персональной выставке Александра Жерноклюева в нашей галерее, представлено продолжение или обращение к этой серии работ".

Лица, фигуры человека - в разных ракурсах и позах, с разной степенью прорисовки деталей, с разной степенью интенсивности света, но почти всегда - в монохромной гамме, и всегда - на чёрном фоне. Есть соблазн сказать, что эти изображения будто бы проступают сквозь черноту, проявляются на манер фотографии, однако техника "холст, масло" предполагает, что чёрный фон появляется в последнюю очередь, он как бы отсекает лишнее, высвечивает его фактуру. "Чёрный фон - своего рода доминанта, он пустой и бесцветный, благодаря ему выявляются оттенки серого, не говоря уже про мазки белил, которые на нём становятся особенно яркими", - художник-станковист Александр Жерноклюев поглощён самой живописной техникой, это бросается в глаза в его картинах. Свет, колористика, энергия пластики, правдоподобность для художника важнее героев. Герой может быть одним в пяти лицах, как на полиптихе, фрагменты которого воспроизводят одного и того же мужчину, сидящим в одной и той же позе: мы видим как живопись меняет его выражение лица и эмоциональное состояние.

Художник говорит, что редко пишет с натуры, чаще по фотографиям. И именно в такой перспективе стоит взглянуть на живопись Жерноклюева, разглядеть в его картинах своего рода вызов фотографии, попытку смягчить её репрессивную по отношению к зрителю документальность, реалистичность.

Одна из его ранних, начала 90-х  годов, серий была инспирирована первыми фотографиями, анонимными отпечатками  ХIХ века (разумеется, эротического содержания). Художник говорит, что хотел вернуть живописи то, что у неё позаимствовала фотография. Эта постмодернистская игра позже продолжилась в серии картин "Красные матросы". Молодые (и не очень) моряки, а также сам автор (бывший моряк) изображены исключительно в ярко-красных тонах на белом фоне: на многих картинах они танцуют, поют, смеются, обнимаются, - такими их могла подсмотреть только фотография или видео.

Ушедшие в  себя, задумчивые герои серии Александра Жерноклюева "На чёрном" - антиподы разудалой портретной образности, идущей от глянца и рекламы. Большинство из представленных на выставке картин будут показаны впервые.