ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Подвиг трудового народа и эстетика индустриального пейзажа – в Корпусе Бенуа Русского музея открыта выставка “Гимн труду”. Его воспевают две с половиной сотни произведений – живопись, графика, пластические и декоративно-прикладные формы, созданные в 1910-е – 1970-е годы. Тема, кажется, уже ушедшая из отечественного изобразительного искусства по причине нещадной эксплуатации в Стране Советов, неожиданно оказалась вновь интересна зрителю.

В разгар сезона отпусков выставка с названием “Гимн труду” могла бы вызвать лёгкое раздражение, но сомнения организаторов развеялись после открытия экспозиции. Тенденция современной жизни с установкой на развлечения на культорологическом уровне наконец-то столкнулась с напоминанием о том, чем был простой физический труд на протяжении всего советского периода. Многие помнят, что такое соцсоревнование, соцзаказ. Парадоксально, но выставка производит совершенно другой эффект, Пусть не без налёта идеологии, но всё же очень открытое, чистое искусство, пишет сайт телеканала “Культура”.

Больше половины произведений проекта “Гимн труду” никогда раньше не участвовали в выставках. В своё время они оказались слишком продвинутыми для индустриальной темы и застряли в фондах. Одно из открытий экспозиции – работы погибшего в блокаду Семёна Павлова.  Пафос труда в живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. Композиция под названием “Смычка” представляет настоящего крестьянина, с бородой и в лаптях, и пролетария, с которым трудно не подружиться.

Отдельный раздел выставки посвящён индустриальному пейзажу, мрачному и величественному, доминанты которого постепенно вырываются из городской среды. Удачным дополнением проекта служат и фрагменты из поэтических произведений. Лучшей аннотацией для этих картин могли бы послужить слова Вадима Шефнера: “Но я люблю почти до слёз, любовью пристальной и старой, огни, вращение колес и рёв разгневанного пара”.