ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 5 декабря 2009 года, в субботу в Концертном зале имени П.И.Чайковского, в рамках филармонического абонемента "Оперные шедевры" Московский камерный оркестр и хор "MUSICA VIVA" под руководством Александра РУДИНА представляет концертную версию оперы В.А. Моцарта "Идоменей".

Исполнители:
Идоменей: Крешимир ШПИЦЕР (тенор, Хорватия)
Идамант: Сара КЭСТЛ (меццо-сопрано, Великобритания)
Электра: Инга КАЛЬНА (сопрано, Латвия)
Илия: Генриетта БОНДЕ-ХАНСЕН (сопрано, Дания)
Арбак: Борис РУДАК (тенор)
Верховный Жрец: Илья ГОВЗИЧ (тенор)
Голос Посейдона: Максим КУЗЬМИН-КАРАВАЕВ (бас)
Московский камерный оркестр и хор "MUSICA VIVA"
Художественный  руководитель и дирижёр - Александр РУДИН
Хормейстеры - Евгений ВОЛКОВ и Татьяна КОРОБКОВА

Это уже четвёртая оперная премьера "Musica viva", вслед за прошедшими с ошеломительным успехом моцартовским "Дон-Жуаном" и "Золушкой" Россини (дирижёр Теодор Курентзис) и "Орландо" Генделя (Кристофер Мулдс). В апреле 2010 года оркестр планирует продолжить оперную традицию исполнением "Служанки-госпожи" Перголези (к 300-летию композитора) и генетически связанной с ней музыки балета "Пульчинелла" Стравинского.

"Идоменей", одна из лучших опер Моцарта, надолго оказалась за рамками российской сцены - в репертуаре ведущих театров он не появлялся так давно, что возникают сомнения, ставился ли вообще когда-то. Силами немецкой труппы опера мелькнула в 1820 году в Малом театре Санкт-Петербурга, но без особого успеха. Мариинский театр обратился к этой партитуре в 2009 году, московским меломанам исполнение "Идоменея" только предстоит услышать. Между тем именно сейчас идеи этой оперы особенно актуальны: военные преступления, жертвы террора, стихийные бедствия и эпидемии - главные темы трагедии легли в основу концепции множества современных европейских постановок "Идоменея". Нечто подобное переживалось европейцами и в XVIII веке, неслучайно мотив искупительной жертвы проходит красной нитью через оперные партитуры века барокко и Просвещения. Вольтер в своём "Философском словаре" посвятил отдельную главу Иеффаю - библейскому прототипу Идоменея и проблеме человеческого жертвоприношения. Не говоря уже об особенно модном в те времена образе "просвещённого монарха" (Идамант), на роль которого авторы иносказательно прочили Иосифа II. Не случайно вслед за моцартовским "Идоменеем" появился целый ряд одноимённых опер: Дж. Гадзаниги, Ф. Паэра, Ф. Федеричи, Дж. Фаринелли.

"Идоменей" - одна из самых необычных опер Моцарта - впервые представлена во время Мюнхенского карнавала в 1781 году. Её либретто заимствовано Дж.Вареско из более ранней французской музыкальной трагедии Андре Кампра (1712) и первоначально принадлежит перу французского драматурга Антуана Данше. Любопытно, что ещё в бытность свою в Париже в 1764 году Моцарты посетили спектакль "Идоменей" Антуана Марэна Лемьера в Комеди Франсез. Да и сама опера пронизана приметами французского стиля - особенно в балетных сценах, написанных для французского хореографа Клода Леграна, работавшего при мюнхенском дворе. Французские влияния резко выделяют это произведение среди других опер Моцарта.

"Musica viva" представляет "Идоменея" в первой, мюнхенской редакции с некоторыми купюрами.

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Филармонии.