ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  22 сентября 2012 года, в субботу в 19.00 в Рахманиновском зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского состоится концерт абонемента №38 "К 90-летию персимфанса". "ПерСимфАнс: истоки" (посвящение Сергею КУСЕВИЦКОМУ).

Исполнители: Пётр АЙДУ (фортепиано), Григорий КРОТЕНКО (контрабас), Ольга ТОМИЛОВА (гобой), Евгений БАРХАТОВ (кларнет), Марина КАТАРЖНОВА (скрипка), Александр АКИМОВ (альт).

В программе: М. Брух, Р. Вагнер - К. Таузиг, Р. Вагнер - П. Казальс, П. Чайковский, С. Кусевицкий, С. Рахманинов, А. Скрябин, С. Прокофьев, Н. Метнер.


Концертом в честь Сергея Кусевицкого, выдающегося музыканта, просветителя и мецената, Консерватория открывает абонемент, посвящённый 90-летию "Персимфанса" - Первого симфонического ансамбля, уникального оркестра, существовавшего в Москве с 1922 по 1933 годы, и признанного в своё время одним из лучших в мире. Основанный на принципах творческого равноправия и подлинной демократии, "Персимфанс" явил собой революцию в оркестровом деле: собрав под свои знамёна ведущих мастеров-инструменталистов - солистов Большого театра, профессоров и студентов Московской консерватории, - оркестр отказался от диктата дирижёра, работа была построена на принципах камерного ансамбля. По примеру "Персимфанса" оркестры без дирижёра были организованы в Ленинграде, Киеве, Воронеже, Лейпциге и Нью-Йорке.

Жизнь оркестра была яркой, но недолгой. В 1933 году музыканты приняли решение прекратить выступления "Персимфанса", деятельность ансамбля была крайне затруднена изменениями в общественной жизни и законодательстве, несовместимой с разворачивающимся сталинским режимом.

В 2009-м году, силами московских консерваторцев, артистов ведущих симфонических коллективов, "Персимфанс" был воссоздан в Музыкальной лаборатории театра Школа драматического искусства по инициативе её руководителя Петра Айду. Выступления ансамбля были с энтузиазмом встречены зрителями и прессой и проходят с неизменным успехом как в России, так и за границей - во Франции и Норвегии.

Почему же концерт, открывающий юбилейный абонемент оркестра без дирижёра, посвящён дирижёру Кусевицкому? Дело в том, что Сергей Кусевицкий основал в 1911 году первый симфонический оркестр в Москве, музыканты которого впоследствии составили костяк "Персимфанса". К примеру, "лучший концертмейстер Европы" - Лев Цейтлин - был первой скрипкой и в оркестре Кусевицкого, и в "Персимфансе", став инициатором его создания и идеологом. Легендарный трубач Михаил Табаков исполнял в оркестре Кусевицкого обязанности инспектора, а в "Персимфансе" был одним из членов правления. Прославленный виртуоз Иосиф Гертович был концертмейстером контрабасов и у Кусевицкого, и в "Персимфансе".

Дирижёр, меценат, издатель, пропагандист новой музыки, Сергей Кусевицкий начинал свою карьеру как солист-контрабасист. А в 1929 году, в Нью-Йорке, вместе с пианистом Пьером Любошиц он записал несколько пьес из своего репертуара - это был первый в истории звукозаписи сольный альбом контрабасиста. Обращаясь с нашим оммажем к Сергею Кусевицкому и его времени, мы погружаемся в звуковой мир, живущий по иным, почти полностью утерянным эстетическим канонам, пытаясь воскресить все самое волнующее в этом мире - взаимоотношения времени и звука, в нем существующего. Ради этой безнадёжной, бесполезной эфемерности мы сооружаем нашу музыкальную машину времени. Контрабас Giovanni Paolo Maggini (1624), принадлежавший Кусевицкому и подаренный Московской консерватории (его Сергей Александрович когда-то по случаю купил на улице у бродячего цыгана), концертное фортепиано санкт-петербургской фирмы Bekker (1900) - на подобных инструментах играли Чайковский и Скрябин.

                                                                                                                                                                                                                 Григорий Кротенко.

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского.