ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 30 ноября 2011 года в 19.00 в Камерном зале Московской филармонии состоится 2-й концерт абонемента №125 "Портреты", в рамках которого своими воспоминаниями о встречах с композиторами со слушателями поделится художественный руководитель Московской филармонии, композитор Александр Чайковский. Героем новой концертной программы станет Тихон Николаевич Хренников.

Тихон Хренников родился в 1913 году в уездном городе Ельце Орловской губернии, младшим, десятым ребёнком в семье. В доме постоянно звучала музыка - почти все члены семьи играли на гитаре и мандолине, пели. В возрасте 11 лет Т. Хренников стал брать уроки фортепиано у В. Агаркова, ученика Константина Николаевича Игумнова, ректора Московской консерватории и создателя одной из крупнейших пианистических школ России. Однако определяющей для дальнейшего развития Тихона Хренникова как профессионального музыканта стала встреча с Анной Фёдоровной Варгуниной. Занимаясь с ней, юный пианист начал сочинять музыку. Свой первый опус - этюд для фортепиано - Т. Хренников написал в 13 лет, затем сочинял фортепианные миниатюры в разных жанрах - вальсы, марши, пьесы. Вскоре подруга сестры, С.Г. Цейтлин, учившаяся в ту пору в Москве в музыкальном техникуме имени Гнесиных, рассказала о молодом таланте Михаилу Фабиановичу Гнесину, и тот посоветовал приехать к нему на консультацию. Зимой 1927-1928 года Тихон Хренников приехал в Москву. Маэстро отнёсся к мальчику с большой симпатией и посоветовал поступать в техникум Гнесиных. В техникуме Хренников учился по двум специальностям: по классу фортепиано у Э.Г. Гельмана и в классе композиции у М.Ф. Гнесина. Серьёзной ступенью к профессионализму стали занятия по полифонии у Г.И. Литинского. После окончания в 1932 году Гнесинского техникума, Т. Хренников был принят на 2-й курс консерватории, в класс В.Я. Шебалина. К окончанию 2-го курса молодым композитором был завершён фортепианный концерт, который он исполнил на экзамене. В 1933 году Тихона Хренникова пригласили работать в Московский детский театр, которым руководила Наталья Ильинична Сац, знакомство с которой переросло в дружбу на долгие годы.

В 1934 году Хренников, будучи студентом 4-го курса консерватории, приступил к работе над симфонией. К 1935 году она была закончена, публичное исполнение состоялось в октябре 1935 года, в Большом зале Московской консерватории. После того, как Симфония Хренникова была исполнена на Втором международном музыкально-театральном фестивале в Ленинграде, она вошла в репертуар знаменитого Леопольда Стоковского, исполнялась в Америке и имела большой успех. В 1935-1936 годах Т. Хренников получил заказ от театра Вахтангова - написать музыку к спектаклю "Много шума из ничего". Премьера спектакля с музыкой композитора состоялась осенью 1936 года и имела колоссальный успех. В октябре 1939 года состоялась премьера оперы Хренникова "В бурю", которая также имела большой успех. В том же году по просьбе И. Пырьева Т. Хренников пишет музыку к фильму "Свинарка и пастух". Одновременно Хренников приступает к работе над Второй симфонией. В годы Великой Отечественной войны Тихон Хренников, как и большинство композиторов, в творчестве делает акцент на массовые песни, посвящённые войне. Среди них наиболее популярными стали "Все за Родину", "Есть на свете хороший городок", "Прощание". В 1943 году композитор пишет музыку к фильму И. Пырьева "В шесть часов вечера после войны". Песни из фильма мгновенно стали популярны, вошли в репертуар Ансамбля Александрова, как и многие другие песни Хренникова.

В 1950-е-1960-е годы Хренников успешно работал в различных жанрах: композитором были созданы оперетты "Сто чертей и одна девушка", "Белая ночь", опера "Мать" по произведению М. Горького (премьера - в 1957 году в Большом театре), Первый скрипичный концерт (1958), Виолончельный концерт (был исполнен в 1964 году М. Ростроповичем и Г. Рождественским в Большом зале Московской консерватории). В середине 1970-х годов Хренников возвращается к симфоническому жанру и пишет Третью симфонию. Впервые она прозвучала в Госоркестре под управлением Е. Светланова, затем вошла в репертуар других отечественных и зарубежных дирижёров и оркестров. 1980-е годы также были отмечены творческим подъёмом - в 1983 году был закончен Третий фортепианный концерт, за которым последовали: опера "Доротея" (по комедии Шеридана "Дуэнья"), поставленная в театре Станиславского и Немировича-Данченко; комические оперы "Золотой телёнок" и "Голый король" (по Ильфу и Петрову). Осенью 1988 года композитор сочинил свой первый квартет и виолончельную сонату.

Более четырёх десятилетий Тихон Хренников был первым секретарём Союза композиторов СССР, депутатом Верховного Совета СССР, членом Комитета вначале по Сталинским, затем - по Государственным премиям. Композитор возглавлял оргкомитет Международного конкурса имени П.И. Чайковского, был председателем Конкурса молодых композиторов России, организовал собственный класс в Московской государственной консерватории. Тихон Хренников имел звания народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР, академика Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Академической Филармонии.