ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  15 октября 2011 года, в субботу в 19.00 в Малом зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского состоится концерт абонемента №5 "Мировая классика" (к 200-летию со дня рождения Ф. Листа).

Исполнители: Михаил ЛИДСКИЙ (фортепиано)
В программе: ЛИСТ
- Фантазия и фуга на тему BACH, S. 529.
- Сонет Петрарки №123. Из цикла "Годы странствий" Год второй: "Италия"
- "Серые облака"
- Баллада №2 си-бемоль минор, S.171
- 12 этюдов трансцендентного исполнения, S.139


В "листовской" программе известного российского пианиста Михаила Лидского собраны сочинения великого композитора, относящиеся к разным периодам его творчества и представляющие различные грани его стиля. Фантазия и фуга на имя B-A-C-H - авторский вариант известной органной пьесы. "Музыкальная монограмма" великого композитора, волновавшая многих великих композиторов начиная с самого великого кантора, звучит как бы от лица импровизатора-виртуоза в самых разных обличиях - от таинственной заклинательности до гимнической помпезности.

Сонет Петрарки №123 - лирический шедевр композитора, представляющий совсем иной стиль по сравнению с предыдущим номером программы. Три сонета Петрарки наиболее известны как фортепианные пьесы из знаменитого цикла "Годы странствий", хотя первоначально это именно три вокальные пьесы на слова легендарного итальянского поэта. Душа Листа-поэта и Листа-пианиста обретает в этом сочинении гармонию и покой.

"Серые облака" - относятся к числу самых поздних сочинений Листа, непосредственно предвосхищающих импрессионизм. В этой миниатюре нет тональности - поразительное прозрение для середины XIX века! Баллада №2 - жемчужина романтической музыки, образец музыкального романтизма в чистом виде: свободная форма, красочность гармонии, богатство фактуры, общий высоко-поэтический строй, высокий эмоциональный накал. 12 трансцендентных этюдов (другой вариант русского перевода названия: этюды высшего исполнительского мастерства) - одна из вершин пианизма вообще. Первая версия цикла относится ещё к концу 1820-х годов, юношеской поре Листа. Через 10 лет появилась вторая, а в 1851 году - третья, окончательная, посвящённая Карлу Черни, одному из учителей великого композитора. Но как же далеки поэтические творения ученика от инструктивных опусов учителя!..

Лист, наряду с Шопеном, является творцом концертного этюда как жанра. В последней версии десять этюдов из двенадцати получили программные названия, являющиеся, впрочем, скорее лишь намёками на некое внемузыкальное содержание. Двенадцать этюдов, расположенные по квинтовому полукругу тональностей, примыкают, с одной стороны, к циклу прелюдий Шопену, построенному сходным образом, а с другой - к монументальному циклу самого Листа: его двенадцати симфоническим поэмам. Виртуозные пианистические задачи подчинены здесь яркой поэтической образности, устремлённой в самые сокровенные глубины музыкальной выразительности.

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского.