ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Учредить в школах новую учебную программу "Сто лучших фильмов" предложил на Круглом столе в Союзе кинематографистов РФ Никита Михалков. Предложение было поддержано министром культуры Владимиром Мединским.

"Я не знаю, в какой мере реалистично это предложение, если иметь в виду расхожий тезис о перегруженности школьников и тенденцию к "облегчению" даже базовых школьных дисциплин. Как известно, сокращается число часов, отведённых на литературу, практически исчезли из программ предметы, связанные с музыкальной культурой. Но то, что предложение давно назрело и нуждается в самом серьёзном к нему отношении - очевидно" - отметил режиссёр.

В большинстве стран мира давно учли тот факт, что кино (в любых его модификациях) сегодня стало главным фактором формирования личности, и ввели курсы правильного обращения с этим обоюдоострым оружием в учебные программы. Вопросы, связанные с высокой культурой, там вообще в центре внимания: редкая школа не имеет своего любительского театра и не ставит там Шекспира, редкий университет не имеет своего симфонического оркестра, концертного зала и радиостанции классической музыки. Серьёзное кино - среди этих приоритетов. Его изучают в школьных киноклубах, широко используют в уроках литературы, истории и обществоведения. В СССР отсутствие постоянных школьных дисциплин в какой-то мере компенсировалось существованием огромной, всепроникающей сети киноклубов, деятельностью Бюро пропаганды советского кино, которое в своей просветительской работе использовало, в меру тогдашних возможностей, и лучшие образцы мирового кинематографа. Интерес к таким клубам был огромен и в городах и в сёлах, их поддерживали, ими гордились. С исчезновением СССР в общем раже тотальных перестроек разрушились многие механизмы жизнеобеспечения - в том числе и системы культурного просвещения: народные театры, любительские музыкальные коллективы, киноклубы и кинолектории. "Новые русские" с гиканьем сбросили всё это с парохода современности, потешаясь над рабочими, которых "Советы сгоняли в обеденный перерыв слушать Чайковского м Моцарта", в которых "насильно вдалбливали ненужную им культуру"", - цитирует слова Михалкова сайт Союза кинематографистов России.

Полноценным такой курс будет в том случае, если и в нём не возникнет попыток разделить искусство на "наше" и "не наше", "патриотическое" и "чуждое", и если "сто первый" фильм будет не объяснён пытливым скептикам, а отстрелян с порога. Тогда этот курс обречён на провал: любое искусство, и "наше" и "чужое", в современном мире всё равно пробьёт себе дорогу к зрителям. А вот прививать людям иммунитет к пошлятине, вернуть им возможность общаться с классикой, помогать им её понять и полюбить - это задача не на разовую кампанию, а на десятилетия. Зато человек, который с юности познакомится с фильмами от Эйзенштейна, Ромма, Чухрая и Козинцева до Тарковского и Звягинцева, от Чаплина и Бунюэля до Феллини, Бергмана и Боба Фоссе, неизбежно из разряда "потребителей" перейдёт в ранг зрителей. И когда бизнесмены из какого-нибудь "Дома-2" однажды с тревогой заметят, что у него всё меньше поклонников, - это и будет нашей первой общей победой над всерьёз грозящей обществу дикостью", - резюмировал Михалков.