ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 12 декабря 2012 года в 14.00 в Зимнем саду Концертного зала им. П.И. Чайковского состоится пресс-конференция, посвящённая юбилею Родиона Константиновича ЩЕДРИНА.

В пресс-конференции участвуют:

- Родион Константинович ЩЕДРИН - композитор, Народный артист СССР;
- Алексей Алексеевич ШАЛАШОВ - генеральный директор Московской филармонии;
- Александр ЧАЙКОВСКИЙ - композитор, художественный руководитель Московской филармонии.


16 декабря 2012 года исполняется 80 лет выдающемуся композитору Родиону Константиновичу ЩЕДРИНУ. Сегодня его произведения востребованы во всём мире, исполняются лучшими мировыми оркестрами и солистами.

"Его гениальное ощущение оркестрового звучания сказалось не только в очень популярных Первом концерте для оркестра "Озорные частушки" и "Кармен-сюите". Королём современного оркестра называют его профессионалы, имея в виду максимальную звуковую выразительность при максимальной концентрации и экономии средств. Его произведения играют лучшие исполнители мира, такие как Л. Маазель, С. Озава, М. Янсонс, О. Мустонен, М. Венгеров. Особенно я ценю его неприятие компромиссов даже в очень трудное для русской музыки время. Он всегда был новатором в музыке и не опасался публично демонстрировать свою полную поддержку любым отклонениям от "официального советского музыкального курса".
                                                                                             М. Ростропович


"Щедрин - большое "Щ" русской музыки. Такой буквы нет ни в одном алфавите - ни в английском, ни в немецком. Беспощадная новая его музыка - мощная, щемящая, прищуренная от боли или от смеха. Великие Шостакович, Шенберг, Шнитке, Штокхаузен работали в реалиях ХХ века. Щедрин же прыгнул с нами физически в ХХ1 век. Какой надо иметь талантиЩЕ, чтобы из нашего д*рьма и ужаса создать сокровиЩЕ!
Ещё, Щедрин, ещё!".

                                                                                          А. Вознесенский

"Я могу сказать, что мой слух необыкновенно любовался его "Кармен-сюитой". Это для меня прелестная совершенно вещь, потому что здесь как бы современное перенесение музыки не оскорбляет то, что всем известно. Наоборот, музыка целует музыку. Они находятся в нежном и неоскорбительном для слуха союзе.
                                                           Б. Ахмадулина


В декабре Московская филармония представит цикл из четырёх концертов музыки Родиона Константиновича Щедрина. Он откроется 16 декабря, в день рождения композитора "Стихирой на тысячелетие крещения Руси", посвящённой Мстиславу Ростроповичу.

В рамках филармонического цикла будет представлена широкая стилевая панорама именно оркестрового творчества композитора, но вместе с тем акцент сделан на жанре концерта - в частности, прозвучат три из пяти оркестровых концертов и четыре из шести фортепианных. В программы включены как ранние сочинения, давно завоевавшие любовь слушателей (оркестровые концерты "Озорные частушки", "Звоны"), так и созданные совсем недавно. В числе последних - три российских премьеры.

"Гейлигенштадтское завещание Бетховена" (2008) создано на основе письма, обнаруженного уже после смерти Бетховена и получившего название "Гейлигенштадтского завещания". Окончательно потеряв слух, композитор едва не совершил самоубийство, но по собственному выражению "схватил судьбу за глотку". "От мрака - к свету!" - так сформулировал Родион Щедрин основную идею своего музыкального послания. Композитор пишет произведение для состава оркестра времён Бетховена, звуковые возможности которого мастерски обогащает при помощи современных средств выразительности. Мировую премьеру "Гейлигенштадтского завещания" представили Симфонический оркестр Баварского радио и Марис Янсонс - по словам композитора, именно маэстро инициировал создание этого сочинения. Родион Щедрин не впервые обращается к бетховенскому наследию - ещё в 1999 он написал оркестровую Прелюдию к Девятой симфонии Бетховена. Кстати, точная дата рождения Бетховена неизвестна, но предположительно - это 16 декабря, как и у Родиона Щедрина.

Концерт для гобоя с оркестром (2009) впервые прозвучал в 2010 году в "Концертгебау" в исполнении Королевского оркестра Концертгебау (один из заказчиков произведения) и Алексея Огринчука. Три части ("Элегия", "Дуэты" и "Финал с эпилогом") исполняются непрерывно. По словам самого композитора, в Концерте три важных участника: гобой, английский рожок, который постоянно ведёт диалог с солистом, и оркестр: "Музыкантам предоставлена возможность показать свою виртуозность, играя не только в ансамбле, но и солируя".

Наконец, третья российская декабрьская премьера - драматическая сцена "Клеопатра и змея" (2011), созданная по заказу Зальцбургского Троицыного фестиваля, где в 2012 в качестве художественного руководителя дебютировала Чечилия Бартоли. Мировую премьеру представили на майском форуме Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра. По словам самого Щедрина, "заключительная сцена шекспировской трагедии - благодатный материал для композитора": "Температура кипения" драматической коллизии чрезвычайно высока. Это никак не "36,6 градусов", (что противопоказано, полагаю, жанру оперы)! Столкновение Жизни и Смерти, Силы Любви с "Наркотиком" Власти - вот основные мотивы фатального решения легендарной красавицы египетской царицы. Жанр драматической сцены "Клеопатра и змея" я бы определил как своего рода мини моноопера".


В Концертном зале им. П.И. Чайковского прозвучат сочинения, которые стоят в творчестве Щедрина особняком. Это своего рода "знаки эпохи": редко исполняемый "Автопортрет" (1984) - музыка совершенно противоположная сложившемуся "солнечному" имиджу Родиона Щедрина; или же "Поэтория" (1968) - концерт для поэта, смешанного хора и оркестра, созданный в содружестве с Андреем Вознесенским (сборник "Ахиллесово сердце"). Вознесенский считал композитора "Великим Мастером, Рыцарем искусств, хранителем Ордена профессионализма". По словам Щедрина, в трёх частях концерта раскрывается тема родины ("Россия военная", "Художники предреволюционные", "Россия сегодня"). Поэт сам выступал в роли чтеца - тембр его голоса был использован композитором как своеобразная новая "краска". Новаторским, с богатыми аллитерациями, стихам Вознесенского (Я - Гойя, … Я - Горе. Я - голос…) отвечали новаторски трактованные оркестр и хор у Щедрина. "Поэтория" написана в сонорной технике, подобной сонорным опытам польских композиторов В. Лютославского и К. Пендерецкого.

Помимо тембра голоса поэта и оркестровых красок, Щедрин открывает ещё одну оригинальную сонорную краску - фольклорный тембр Людмилы Зыкиной, который вводит для усиления эмоционального эффекта и ассоциации с жанром плача. Новаторство и личное начало были столь глубоки, что обсуждение произведения в Союзе композиторов выявило самые противоречивые мнения, а его исполнения можно было пересчитать по пальцам: премьера "Поэтории" состоялась в Большом зале консерватории в начале 1969 года, в следующий раз она прозвучала лишь в 1974.

Наконец в исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра и Валерия Гергиева при участии ведущих солистов прозвучат четыре фортепианных концерта. Надо заметить, что помимо теоретико-композиторского (класс Ю.А. Шапорина), Родион Щедрин закончил фортепианный факультет Московской консерватории у Я.В. Флиера и часто сам представлял на суд публики собственные сочинения, рассчитанные на высокий профессионализм пианиста.

В последние несколько лет наиболее обширно музыка нашего современника представлена в Мариинском театре. Здесь поставлены оперы "Мёртвые души" и "Очарованный странник", балеты "Конёк-Горбунок", "Анна Каренина" и "Кармен-сюита", творчеству Родиона Щедрина посвящен специальный абонемент, его сочинения постоянно звучат в симфонических концертах. Родион Щедрин посвятил Валерию Гергиеву оркестровую пьесу "Симфонический диптих".

В юбилейном концертном цикле Московской филармонии примут участие лучшие российские коллективы - Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнёва, Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского, Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, Государственный академический русский хор им. А.В. Свешникова, Камерный хор Московской консерватории, - а также плеяда замечательных российских и зарубежных солистов.


ПРОГРАММЫ КОНЦЕРТОВ

16 декабря 2012 года (Концертный зал им. П.И. Чайковского) - Юбилейный концерт в день рождения Родиона Щедрина.
Исполнители: Российский национальный оркестр. Дирижёр - Михаил Плетнёв.
Солисты: Павел Милюков (скрипка), Владислав Лаврик (труба).
В программе: Родион ЩЕДРИН
- "Стихира на Тысячелетие Крещения Руси"
- Concerto parlando для скрипки и трубы с оркестром
- "Старинная музыка российских провинциальных цирков" - Концерт №3 для оркестра
- "Озорные частушки" - Концерт №1 для оркестра
Концерт ведёт Святослав Бэлза

21 декабря 2012 года (Концертный зал им. П.И. Чайковского) - Концерт цикла к 80-летию Родиона Щедрина.
Исполнители:
- Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова. Дирижёр - Владимир Юровский
- Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова. Художественный руководитель - Евгений Волков.
- Камерный хор Московской консерватории. Художественный руководитель - Александр Соловьёв.
- Солисты: Евгений Миронов (поэт), Наталья Борискова (народный голос)
В программе: Родион ЩЕДРИН
- "Автопортрет" - вариации для симфонического оркестра
- "Таня - Катя" - романс в народном стиле для женского голоса и оркестра
- "Гейлигенштадтское завещание Бетховена" - симфонический фрагмент для оркестра (Российская премьера)
- "Поэтория" - концерт для поэта в сопровождении женского голоса, смешанного хора и оркестра на слова А. Вознесенского
- "Звоны" - Концерт №2 для оркестра

24 декабря 2012 года (Концертный зал им. П.И. Чайковского) - Концерт цикла к 80-летию Родиона Щедрина.
Исполнители: Симфонический оркестр Мариинского театра. Дирижёр - Валерий Гергиев.
Солисты: Екатерина Гончарова (сопрано), Александр Бузлов (виолончель), Алексей Огринчук (гобой).
В программе: Родион ЩЕДРИН
- Музыка для струнных, гобоев, валторн и челесты
- "Клеопатра и змея" - драматическая сцена для женского голоса и симфонического оркестра на текст заключительной сцены трагедии У.Шекспира "Антоний и Клеопатра" в переводе Б. Пастернака (Российская премьера)
- Parabola concertante (концертная притча) для виолончели, струнных и литавр
- Концерт для гобоя с оркестром (Российская премьера)
- Сюита из балета "Конёк-Горбунок"
Концерт ведёт Святослав Бэлза.

25 декабря 2012 года (Концертный зал им. П.И. Чайковского) - Концерт цикла к 80-летию Родиона Щедрина.
Исполнители: Симфонический оркестр Мариинского театра. Дирижёр - Валерий Гергиев
Солисты: Денис Мацуев (фортепиано), Алексей Володин (фортепиано), Йол Юм Сон (фортепиано, Корея), Олли Мустонен (фортепиано, Финляндия).
В программе: Родион ЩЕДРИН
- Концерт №1 для фортепиано с оркестром
- Концерт №2 для фортепиано с оркестром
- Концерт №3 для фортепиано с оркестром (Вариации и тема)
- Концерт №4 для фортепиано с оркестром ("Диезные тональности")
Концерт ведёт Святослав Бэлза.

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Академической Филармонии.