ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  25 сентября 2011 года Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова открывает свой новый сезон. В Светлановском зале Московского международного Дома музыки с НФОР выступит звезда оперной сцены, певица с литовскими корнями и мировым признанием - Виолетта Урмана (сопрано), и этот концерт откроет IX сезон Дома музыки.

В программе:
- БЕТХОВЕН - "Освящение дома", увертюра, соч.124
- МАЛЕР - Пять песен на стихи Рюккерта
- ВЕРДИ - Вступление к опере "Аттила"
- КАТАЛАНИ - Ария Валли "Ebben! Non andro…" из оперы "Валли"
- ПОНКЬЕЛЛИ - Ария Джоконды "Suicidio!" из оперы "Джоконда"
- ВЕРДИ - Увертюра к опере "Жанна д Арк"
- ВЕРДИ - Сцена с письмом "Nel di de la vittoria…" из оперы "Макбет"
- ВЕРДИ - Ария Леоноры "Pace, pace" из оперы "Сила судьбы"

Солистка - Виолетта Урмана (сопрано, Литва)
Дирижёр - Владимир Спиваков


Виолетта УРМАНА уже выступала в Москве в 2009 году в Концертном зале имени Чайковского в сопровождении известного пианиста Яна Филиппа Шульце с камерной программой и сразу же покорила столичных меломанов. Даже в камерной музыке певица смогла продемонстрировать всю красоту, силу и уникальность своего голоса.

Урмана относится к числу удивительных певиц - начиная как сопрано, позже её голос обогатился меццо-сопрановым колоритом и сегодня Виолетта Урмана - обладательница голоса невероятно большого диапазона и богатого тембра, позволяющего ей непревзойдённо исполнять партии драматического сопрано и разнообразную музыку второй половины XIX века - репертуар, максимально востребованный и наиболее актуальный во всех театрах мира. Однако, Виолетта Урмана покоряет не только богатством голоса, но и целым комплексом превосходных данных, включающих великолепную технику и виртуозное владение всем арсеналом исполнительских средств, а также прекрасным чувством стиля и умением корректировать свою вокальную манеру в пении музыки разных композиторов.

Хотя сама Урмана отзывается о себе скромно: "Я просто умею читать ноты и аккуратно петь то, что написано. Сейчас это, как ни странно, дефицит", - признавалась певица в одном из интервью. Скромность и провинциальная застенчивость (Урмана родилась в небольшом городке Мариямполь под Вильнюсом) не помешали воспитаннице Вильнюсской консерватории победить на престижных европейских конкурсах имени Франсиско Виньяса и "Вагнеровские голоса", а затем поступить в стажёрскую группу одного из лучших европейских театров - Баварскую оперу в Мюнхене.

Начиная в Вильнюсе как колоратурное сопрано, исполняя насыщенные звонкими белькантовыми трелями партии в операх Россини и Доницетти, в Баварской опере молодая певица, вняв советам опытного педагога Йозефа Лойбла, попробовала себя в меццо-сопрановом репертуаре (дебютной в этом качестве была партия Эболи в "Дон Карлосе" Верди). И вскоре к артистке пришло признание именно в качестве меццо: в 1993 году Урмана дебютировала в партии Фрики в "Кольце Нибелунга" на фестивале в Байройте с Джеймсом Ливайном, а чуть позже исполнила эту же партию в Ла Скала с Риккардо Мути. "В данном случае мы имеем дело не просто с меццо или сопрано, а с выдающимся талантом и голосом необычайной красоты и возможностей, как в верхнем, так и в нижнем регистрах", - говорит о Виолетте Урмане Риккардо Мути. Великий итальянский маэстро, которого литовская певица называет любимым партнёром по сцене, нисколько не преувеличивает: наверняка имя Виолетты Урмана войдёт в историю наравне с великими Марией Каллас и Джоан Сазерленд, хотя сама Урмана этих певиц считает непревзойдёнными. Но именно оперные дивы прошлого вспоминаются, когда слышишь голос Виолетты Урмана и оцениваешь востребованность этой певицы. Сегодня с ней считают за честь сотрудничать лучшие театры мира и крупнейшие дирижёры, среди которых Джеймс Ливайн, Зубин Мета, Джеймс Конлон, Даниэль Баренбойм, Пьер Булез, Риккардо Шайи, Саймон Рэттл…

Помимо блистательных работ и ярких выступлений с самыми сложными партиями в операх Верди, Вагнера, Пуччини, Рихарда Штрауса, доказательством уникальности певицы является неподдельное восхищение, с которым относятся к ней лучшие музыканты современности. Помимо своего таланта, певица покоряет редкой человечностью и искренностью. Одной из иллюстраций её принципиальности и открытости стала реакция на уход "лучшего дирижёра" (как называет его сама Урмана) Риккардо Мути из Ла Скала. Будучи одной из любимых певиц Мути и долго работая с ним в Милане, артистка не закрыла глаза на интриги и недостойные выпады в адрес дирижёра, завершившиеся в итоге уходом маэстро из театра, а в знак солидарности с ним смело заявила о своём уходе из труппы.

"Я бы могла и "Травиату" спеть, но кому нужна такая Травиата, которая звучит как Брунгильда?" - в этом юмористическом отзыве певица исчерпывающе характеризует свой голос. "Моя "физика" выдаёт во мне драматическое сопрано", - подытоживает певица, и её излюбленный репертуар войдёт в программу концерта со Спиваковым и НФОР. В концерте прозвучат драматичные сцены из опер Верди, Каталани и Понкьелли, но наибольший интерес для меломанов представит исполнение Виолеттой Урмана и НФОР цикла "Пять песен на стихи Рюккерта" Малера.

Выбор репертуара объясняется не только пристрастиями солистки, но и приоритетами НФОР. В репертуарной политике НФОР эта программа отмечает переход в вокально-симфонических программах от репертуара "бель канто" к музыке позднего романтизма, с её сложными философскими концепциями. В открывающемся сезоне в своих вокально-инструментальных программах Спивакову и НФОР интересно не столько дарить слушателям сладкоголосые арии и ласкающие слух симфонические фрагменты, сколько обратиться к музыке, заставляющей публику проделать определённую духовную работу. Произведения Малера, включённые в эту программу, как и опусы Вагнера, вошедшие в концерты открывающегося 26 октября фестиваля "Владимир Спиваков приглашает", обращаются к философской тематике, требующей от слушателя сосредоточенного и проникновенного восприятия. Именно тогда эта музыка откроется во всём своём величии и неповторимой красоте. А феноменальное владение этим репертуаром Виолеттой Урмана и тонкое понимание этих партитур Владимиром Спиваковым обещает подарить настоящие открытия.