ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Национальный филармонический оркестр России открыл свой филармонический абонемент "Лёд и пламень…" в Концертном зале имени П.И.Чайковского 8 октября 2011 года.

Принципом для формирования программ этого цикла стало контрастное сопоставление произведений композиторов-антиподов, авторов, бывших современниками, однако представляющих различные, зачастую противоположные художественные направления. Игра стилями и столкновение творческих манер, составляющие смысл абонемента, стали увлекательными экскурсами в историю музыки.

Дирижёр - Гинтарас Ринкявичюс (Литва)
Солистка - Зоя Аболиц, фортепиано

В программе:
Де Фалья. "Ночи в садах Испании", сюита для фортепиано с оркестром
Сибелиус.  Симфония № 2  ре мажор, соч. 43

Программа первого концерта цикла точно следует названию абонемента: в качестве "льда" приготовлена Вторая симфония харизматичного финского классика Яна Сибелиуса, а "пламенем" стала сюита для фортепиано с оркестром "Ночи в садах Испании" Мануэля де Фальи.

Считающийся основоположником финской классической музыкальной традиции, Сибелиус основное внимание уделял в своём творчестве крупным академическим жанрам. Вторая симфония - один из наиболее ярких и увлекательных опусов Сибелиуса, едва ли не квинтессенция его стиля.

Старинные легенды и варяжская героика, восхищение перед неприступностью и величием природы, северная красота, неуловимая и переменчивая как отражения неба в зеркальной воде озёр, - всё это Сибелиус воплотил в звучании своей Второй симфонии, ставшей образцом скандинавской классики.

Из множества новых национальных академических традиций, складывающихся во второй половине XIX столетия, одной из наиболее смелых и авангардных являлась испанская, одним из крупнейших представителей которой был Мануэль де Фалья.

Время, к которому принадлежат его творения, часто называют испанским музыкальным Возрождением конца XIX - начала XX века - Ренасимьенто. По сравнению со своим скандинавским антиподом, приверженцев испанской национальной школы гораздо меньше привлекали масштабные классические симфонические формы.

Следуя национальной жанровой природе, де Фалья и его коллеги предпочитали облекать свои замыслы в сюитные циклы, увлекающие своей неожиданной, "карнавальной" драматургией. Атмосфера жарких южных ночей и романтика полночных встреч вдохновила композитора на создание экспрессивной и колоритной сюиты, получившей исчерпывающий по жанровой характеристике подзаголовок - "ноктюрны".

Гинтарас Ринкявичюс относится к числу постоянных партнёров НФОР. Будучи основателем, художественным руководителем и главным дирижёром Литовского государственного симфонического оркестра (1988), а также профессором Литовской академии музыки и театра (2004), дирижёр сотрудничает с лучшими европейским и российскими оркестрами.

Гинтарас Ринкявичюс плодотворно работал в оперном жанре, осуществляя постановки в Большом театре, Шотландской опере, Национальной опере Венгрии, оперных театрах Копенгагена и Амстердама, с 1996 по 2003 гг. дирижёр занимал пост художественного руководителя и главного дирижёра Латвийской национальной оперы. С сентября 2007 г. Гинтарас Ринкявичюс - художественный руководитель и главный дирижёр Новосибирского академического симфонического оркестра.

С Национальным филармоническим оркестром России дирижёр сотрудничает уже много лет подряд, исполняя разный репертуар. В этой программе может представлять отдельный интерес, как дирижёр раскроется в исполнении скандинавской музыки, колорит которой может быть особенно близок Ринкявичюсу, как уроженцу Прибалтики, что, возможно, позволит дирижёру продемонстрировать немало находок в своей интерпретации. А свой артистический темперамент, яркостью которого литовский дирижёр может поспорить с самым горячим южанином, маэстро сполна продемонстрирует, исполняя музыку де Фальи.

Зоя Аболиц принадлежит к числу редких пианистов универсального дарования. Во-первых, это проявляется во владении практически всеми клавишными, доступными в современной концертной практике: от клавесина и хаммерклавира, до синтезатора и электропианолы. Во-вторых,  Аболиц способна исполнить музыку любого стиля и самой высокой сложности. Прекрасно владея классико-романтическим концертным репертуаром, она с тонким пониманием и чувством стиля исполняет музыку барочных авторов, а также опусы современных авангардистов.

"На фоне других симфонических оркестров, отказывающихся от сотрудничества с пианистами-концертмейстерами, НФОР является немногочисленным исключением, демонстрируя крепкое партнёрство с Зоей Аболиц", - рассказывает директор НФОР Георгий Агеев, - "В первую очередь по причине высочайшего класса концертмейстерской работы исполнительницы, которая способна мастерски и непринуждённо проявить себя во всех областях фортепианного аккомпанимента".

Сотрудничая с НФОР, Зоя Аболиц не только исполняет сольные фортепианные партии в симфонических произведениях, но, будучи способна с невероятной лёгкостью прочесть с листа или транспонировать музыку любой сложности, аккомпанирует и подготавливает программы с певцами, выступающими солистами в концертах НФОР. Немало выступает Аболиц и в камерных ансамблях с Владимиром Спиваковым и солистами НФОР, исполняя различный классико-романтический репертуар в разных регионах России и за рубежом.

Сольная партия в сюите "Ночи в садах Испании" принадлежит к числу наиболее ярких образцов фортепианных соло в симфонической музыке. В исполнении этой партии пианист должен максимально продемонстрировать технику и артистизм, но также свободно владеть ансамблевым мастерством, ведь в хитроумной и изысканной партитуре  этой сюиты заключено немало звуковых ребусов, расшифровки которых увлекательны как исполнителям, так и слушателям.