ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  В преддверии IX Московского Пасхального фестиваля, в США и Канаде прошли триумфальные гастроли Симфонического оркестра Мариинского театра, оперы и хора под управлением маэстро Валерия Гергиева.

"Утончённость, совершенство и законченность" - драматическую поэму Берлиоза "Ромео и Джульетта" в исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, открывшую 22 и 23 февраля в Филадельфии и Нью-Йорке масштабные гастроли труппы по крупнейшим городам США и Канады, по достоинству оценили американские критики.

"Ромео и Джульетту" Берлиоза никак не отнесёшь к числу бестселлеров, неизменно собирающих полные залы; послушать это произведение, обладающее колоссальным оркестровым потенциалом, традиционно собираются знатоки классической музыки", - отмечает Питер Добрин в своей рецензии, опубликованной 24 февраля в Philadelphia Inquirer. "Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением маэстро Гергиева подарил слушателям глубокое и чрезвычайно эмоциональное прочтение этого редко исполняемого сочинения", - пишет Добрин. "Гергиев продемонстрировал исключительную чуткость к нюансам и деликатную проработку мельчайших деталей. Инструментальные соло были стилистически безупречны и полны лучезарной прозрачности".

Как подчеркивает Аллан Козинн в своём материале для The New York Times, вышедшем в свет 25 февраля на выступление Мариинки в знаменитом Карнеги-Холл в Нью-Йорке, "работая над "Ромео и Джульеттой" Берлиоз не стремился к буквальному и механическому следованию за сюжетом шекспировского произведения, увлёкшись задачей проникнуть в суть трагической истории и создать музыкальное произведение, передающее эмоциональный накал любовной драмы".

"Трактовка, предложенная Валерием Гергиевым, говорит о безусловном понимании идеи композитора: опираясь на ключевые фрагменты произведения - любовную сцену в конце третьей части, Скерцо королевы Маб, сцену смерти Джульетты - маэстро преподнёс нам утонченную, мелодически изысканную и замечательно цельную интерпретацию", - пишет рецензент The New York Times.

Критики назвали превосходным выступление хора Мариинского театра, особо отметив сцены воинственного противостояния враждующих семейств Монтекки и Капулетти, а также солистов оперы меццо-сопрано Екатерины Семенчук, тенора Дмитрия Воропаева и баса Евгения Никитина. "Евгений Никитин был столь убедителен в образе Лоренцо, найдя единственное верное сочетание властности и сопереживания,  что в его исполнении герой превратился из второстепенного персонажа шекспировской трагедии в ключевую миротворческую фигуру, предстающую воплощением мудрости", - пишет нью-йоркский критик.

Работа Симфонического оркестра Мариинского театра также удостоилась щедрой похвалы. "Легчайшее, волшебно прозрачное звучание струнных, изысканная грация деревянных  духовых, сочность медных духовых и энергичная бравада ударных - симфонический  оркестр Мариинского театра, несомненно, подарил аудитории изумительную, богатую красками интерпретацию произведения", - полагает Аллан Козинн.

Напор и кураж "Половецких плясок", театральность и блеск "Войны и мира" и прозрачная печаль "Иоланты" - так восприняли русскую оперную классику в исполнении симфонического оркестра и солистов Мариинского театра американские критики в ходе гастролей российской труппы по США.

В ходе масштабных гастролей оперы, хора и симфонического оркестра Мариинского  театра под управлением Валерия Гергиева по городам США состоялся ряд концертов и спектаклей в вашингтонском Кеннеди-центре с 3 по 7 марта. Мариинский представил оперу Прокофьева "Война и мир" в постановке Андрея Кончаловского, концертные исполнения "Евгения Онегина" Чайковского и "Бориса Годунова" Мусоргского, а также несколько концертных программ со сценами из знаменитых опер русских композиторов.

"Даже такая популярная и часто исполняемая оперная классика как "Половецкие пляски"  из оперы Бородина "Князь Игорь" прозвучала с изумительной свежестью и впечатляющим напором; мы увидели подлинный кураж" - пишет Тим Смит в рецензии, опубликованной 8 марта в газете The Baltimore Sun. "Публика была вознаграждена - выступление было пронизано искренностью. Музыканты, казалось, в буквальном смысле нутром прочувствовали суть этой музыки. Валерию Гергиеву удалось продемонстрировать в "Половецких плясках" потрясающую, богатую красками звуковую палитру".
 
Критик назвал роскошным выступление Анны Нетребко в главной партии в сценах из оперы Чайковского "Иоланта". "Образ главной героини получился необыкновенно убедительным. Залогом тому стали великолепный голос певицы, а также её деликатная фразировка и редкая чуткость к музыкальному материалу". Похвалы рецензента газеты удостоилась также сопрано Виктория Ястребова, исполнившая партию Марии во фрагменте из оперы "Мазепа". "У этой молодой солистки безусловный потенциал оперной звезды", - полагает Тим Смит.
 
Обозреватель The Baltimore Sun выразил восхищение выступлениями тенора Алексея  Маркова и сопрано Ирины Матаевой, исполнивших партии Андрея Болконского и Наташи  Ростовой в опере Прокофьева "Война и мир" в постановке Андрея Кончаловского. "Солисты продемонстрировали глубину проникновения в образ и продуманность фразировок", - отмечает критик. "Екатерина Семенчук в партии Элен, а также Сергей Скороходов в партии Анатоля привнесли в действие яркую театральность. Эту линию поддержал и Геннадий Беззубенков, создавший впечатляющий как в вокальном так и в драматическом отношении образ героя войны, фельдмаршала Кутузова".
 
Как отмечает Анна Миджетт, музыкальный обозреватель газеты The Washington Post, в своей резенции на оперу "Война и мир", опубликованной 8 марта, зрительские ожидания в отношении спектакля Андрея Кончаловского были  чрезвычайно высоки. "Об этой опере Прокофьева традиционно отзываются не иначе как о шедевре, равном по масштабу   знаменитому роману Льва Толстого", - пишет рецензент. "Добавьте к этому любопытство в отношении собственно постановки, вес декораций для которой составил 30 тонн, а транспортировка обошлась в 2 млн долларов".

"С визуальной точки зрения состав солистов был подобран с тщательностью, достойной кинематографа: нашим глазам предстал крепкий, плотно сбитый Пьер Безухов (тенор Алексей Стеблянко), одновременно хрупкая и пылкая Наташа Ростова (сопрано Ирина Матаева), почтенная и степенная Ахросимова (Ирина Богачёва) и аристократичный красавец князь Андрей Болконский (баритон Алексей Марков)", - пишет Миджетт.
 
"Валерий Гергиев, стоявший за дирижёрским пультом каждый вечер в течение прошедшей недели (маэстро, в  частности, дирижировал состоявшейся накануне премьерой оперы Шостаковича "Нос" в Метрополитен-опера в Нью-Йорке), был полон энергии и вдохновения. Эта энергия и одухотворённость ощущались на протяжении всего четерёхчасового действа ставшего ярким и запоминающимся".
      
По мнению критика, хор Мариинского театра показал в спектакле качество исполнения, достойное славных традиций русского хорового пения. В материале, посвящённом программе русской оперной классики, и вышедшему в свет 6 марта, критик The Washington Post назвала Анну Нетребко подлинной героиней вечера.
 
"Когда певица вышла на сцену в партии Иоланты, зал наполнился новой энергией", - пишет Анна Миджетт. "Вместе с прозрением её героини, стряхнувшей с себя груз прошлого, и бесстрашно и радостно взглянувшей в будущее, импульс счастья словно передался зрителям. Анна Нетребко, безусловно, относится к той породе исполнителей, которые рождены для сцены. Её Иоланта сверкала вокальными красками и поражала воображение непосредственностью сценического воплощения. Была ли Нетребко безупречна? Отнюдь, однако, она подарила аудитории магическое действо, которому публика аплодировала от всего сердца".

"Энергия, бьющая через край" - этот эпитет можно назвать лейтмотивом публикаций, посвящённый концертному исполнению труппой "Троянцев" Берлиоза на сцене нью-йоркского Карнеги-холла в рамках продолжающихся гастролей Мариинского театра в США и Канаде.
 
"Масштабная опера Берлиоза "Троянцы" недавно вошла в репертуар Мариинского в живой и необычной трактовке экспериментальной каталонской труппы La Fura dels Baus. Мариинский театр привёз в Карнеги-холл концертное исполнение, однако мало кто из зрителей посчитал себя обделённым, настолько захватывающим и полным драматизма было зрелище" -  высказывает уверенность известный музыкальный обозреватель Джордж Лумис в материале, опубликованном в американском издании Classical Review 12 марта.
 
Отмечая пристрастие Валерия Гергиева к концертным исполнениям опер, американский  критик подчёркивает, что такой формат даёт маэстро возможность, условно говоря, "примеряться" к оперным произведениям, рассматривая возможность со временем создать их сценические версии. "Даже имея готовый спектакль, Гергиев не отказывается от концертных исполнений и с удовольствием использует возможности - в частности, гастрольные - чтобы показать оперу в концерте" -  пишет Лумис. "Концертные исполнения от применения подобной тактики только выигрывают: как солисты, так и музыканты обогащают свои выступления новыми красками и акцентами, рождёнными во время работы над сценической версией". Именно такое яркое выступление и наблюдал Джордж Лумис в течение двух вечеров в Карнеги-холле во время исполнения Мариинским концертной версии "Троянцев".
 
Критик назвал захватывающим и искрящимся энергией выступление меццо-сопрано Екатерины Семенчук в партии Дидоны. "Сильный и ровный голос певицы звучал обворожительно в полном нежной безмятежности дуэте Nuits d ivresse с Энеем, а в финальной сцене противостояния с Энеем, Семенчук  буквально с головой бросилась в омут страсти, и её волнующее соло было подлинно трогательным".
 
По мнению Джорджа Лумиса, Эней в исполнении тенора Сергея Семишкура отличался лиричностью и харизмой, держа зрителей в напряжении на протяжении всего спектакля, а  великолепное меццо-сопрано Екатерина Губанова уверенно спела Кассандру, продемонстрировав завораживающие тембры и богатство диапазона.
 
В то же время Энтони Томмазини, музыкальный обозреватель влиятельной The New York  Times, высоко оценил ансамбль солистов оперы, а также работу Симфонического оркестра и хора Мариинского театра.
 
"Выступления в Карнеги-холле в оба вечера были прекрасны", - пишет Томмазини.  "Эпическая опера Берлиоза получила актуальную, фактурную и увлекательную трактовку. Стоить отметить, что маэстро Гергиеву удалось сформировать впечатляющий исполнительский этический кодекс, благодаря которому мы видим потрясающую сценическую команду, где и солисты, и музыканты, и хор составляют замечательно сыгранный ансамбль".
 
Фред Киршнит, музыкальный обозреватель интернет-издания ConcertoNet.com, удостоил особой похвалы выступление Екатерины Губановой в партии Кассандры. "Исполнительница вывела Кассандру на уровень главной героини вечера", - пишет Киршнит.
 
Потрясающим и чудесным посчитал рецензент Classical Review выступление симфонического оркестра и хора Мариинского театра, отметив волнующий трепет духовых и головокружительно праздничное звучание хора в сцене предполагаемого   окончания Троянской войны. "В  сцене появления Кассандры знаменитый сочный, густой звук струнных проявил себя во всём великолепии", - пишет Лумис.
 
Энтони Томмазини также выразил восхищение работой хора. "C первых же минут  драматизм и вокальная щедрость стали определяющими качествами выступления хора", - пишет критик The New York Times. "Хористы Мариинского театра были невероятно убедительны в сцене, где троянцы празднуют окончание десятилетней осады. Их экзальтация и эмоциональный накал были чрезвычайно заразительны, а энергия била через край".
 
"Исполненное вдохновение выступление дарило нам всё новые и новые художественные взлёты", - резюмирует Джордж Лумис. "Гергиев, очевидно, ощущает духовное родство,  глубокую внутреннюю связь с музыкой Берлиоза,  что стало очевидно слушателям ещё в прошлом месяце во время исполнения симфоническим оркестром Мариинского театра романтической поэмы композитора "Ромео и Джульетта" в Нью-Йорке. На этот раз маэстро также  удалось ухватить суть произведения, точно следовать его музыкальной логике и тонко чувствовать моменты, когда необходима эмоциональная встряска".
 
Далее симфонический оркестр Мариинского театра продолжил гастрольный тур по городам Канады. 15 марта оркестр под управлением Валерия Гергиева дал концерт в честь 40-летия Национального центра искусств в канадской столице. Под сводами Саутэм-холла прозвучали произведения Берлиоза, Рахманинова и Шостаковича. Местная пресса уже назвала Валерия Гергиева "Потрясающим российским дирижёром". По словам газеты Ottawa Citizen, Гергиев заслуженно считается одним из наиболее впечатляющих дирижёров целого поколения.
 
Музыкальные критики,  подчёркивает Ottawa Citizen, отмечают "неоспоримую глубину таланта Гергиева, его умение раскрыть суть музыкального произведения". "На посту директора Мариинского театра именно Гергиев  вдохнул новую жизнь в оркестр, получивший государственную поддержку и совершающий регулярные зарубежные турне, а также записи в великолепном с точки зрения акустики зале, открывшемся три года назад", - подчёркивает газета.

В заключительной части гастрольного тура, продолжавшегося более трёх недель, оркестранты выступили в ведущих концертных залах Оттавы, Торонто, Монреаля, Сан-Диего и Сан-Франциско.

С формальной точки зрения, гастроли Мариинки не связаны с какими-либо памятными датами, однако, по мнению канадского критика Артура Каптэйниса, чьи рецензии на выступления российских музыкантов вышли в свет в ведущих изданиях страны, симфонический оркестр Мариинского театра и маэстро Гергиев  заставили вспомнить о том, что спустя столетие после появления прогремевших на весь мир дягилевских сезонов и Ballet Russes, утвердивших за Россией репутацию надёжного "экспортера" ярких  театральных действ, российским музыкантам удаётся удержаться на музыкальном Олимпе.

"Чайковский испытал бы гордость, услышав столь благородное и возвышенное исполнение свой Пятой симфонии", - такую оценку критика Артура Каптэйниса, рецензия которого появилась в канадском издании National Post 17 марта, получило выступление Мариинского оркестра на сцене Рой Томсон-холла в Торонто.
 
"В составе оркестра мы увидели довольно молодых музыкантов, однако их игра  была изумительной, и что особенно ценно, проникнута уважением к столетним традициям этого легендарного российского оркестра", - пишет Каптейнис. "Мелодические линии  были роскошными, однако дирижёр не позволил эмоциональности захлестнуть архитектуру сочинения. Каждый нюанс интерпретации был выверен и тщательно продуман. Чайковский замыслил Пятую симфонию как рассказ о душевных метаниях и внутренней борьбе, и благородное, деликатное выступление Мариинского оркестра делает честь как композитору, так и музыкантам".
      
Роберт Эверетт-Грин, музыкальный обозреватель канадскойгазеты Globe and  Mail, почувствовал в исполнении российскими музыкантами первой части Пятой симфонии Чайковского "буквально тектоническую силу".

"Не менее впечатляющим был и финал, где маэстро Гергиев смог придать сравнительно скупому музыкальному материалу глубину, философскую медитативность и лёгкую загадочность", - полагает Эверетт-Грин.

"Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением маэстро Гергиева щеголял нарядностью исполнения и стилистическим cвоеобразием", - говорится в рецензии Артура Каптэйниса в Montreal Gazette от 16  марта на выступление музыкантов во Дворце искусств Монреаля. "Пятнадцатая симфония Шостаковича, заслужившая в музыкантских кругах репутацию звукового театра абсурда, прозвучала на редкость актуально. Резкость струнных, вызывавшая в воображении образ кровоточащей раны, контрастировала с объёмной теплотой медных духовых, создавая феерическую звуковую палитру".
        
Джону Лайдону, музыкальному обозревателю газеты The San Diego Union-Tribune,  выступление симфонического оркестра Мариинского театра на сцене зала музыкального общества La Jolla в Сан-Диего напомнило об известном в театральных кругах поверье. "Ингредиенты, из которых рождается хороший оркестр - это прекрасные музыканты, волевой дирижёр, заинтересованная аудитория и исполнительские традиции; великим оркестр делает история",  - рассказывает рецензент. "Мариинка, являющаяся примерной   иллюстрацией данной теории,  безусловно, принадлежит к когорте великих оркестров мира,  и выступление в Сан Диего стало безоговорочным подтверждением его статуса". Чудесной и проникновенной назвал Джон Лайдон игру Мариинского оркестра, исполнившего Четвёртую симфонию Чайковского. "Выступление российских  музыкантов стало подлинным откровением; ощущение было настолько волшебным, словно ты впервые очутился на живом концерте симфонической музыки", - пишет Лайдон.
 
Как отмечает музыкальный критик Кеннет Херман в рецензии, опубликованной 19 марта интернет порталом www.sandiego.com, многие дирижёры попадаются в ловушку, привнося в интерпретацию Четвёртой симфонии Чайковского напыщенность и высокопарность, однако Валерию Гергиеву удалось поставить во главу угла благородство и триумф духа. "В отличие от бравады, лоска и нарочитой звучности медных духовых, что является фирменным стилем американских оркестров, берущихся за это сочинение, музыканты Мариинского оркестра не пытались приукрасить или замаскировать задуманный композитором гортанный рокот меди, перерастающий в мощный звуковой шквал", - пишет обозреватель.