ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 31 октября 2012 года в Большом зале Московской Государственной Консерватории им. П.И. Чайковского состоится концерт абонемента №72 "Из сокровищницы мировой классики.

Исполнители: Госоркестр России им. Е. Светланова. Дирижёр - Владимир Понькин.

В программе:
- РИМСКИЙ-КОРСАКОВ "Шехеразада" - сюита для оркестра
- СТРАВИНСКИЙ - "Весна священная" - музыка балета


Филармонический абонемент "Из сокровищницы мировой классики" является одним из самых любимых у слушателей. Обращаясь к выдающимся образцам симфонической музыки, этот цикл неизменно популярен и у молодёжи, и у старшего поколения. На открытии абонемента 31 октября в Большом зале консерватории прозвучат два самобытных и едва ли не самых широко известных симфонических цикла русских композиторов, посвящённых ориентальной тематике: тонко претворяющая восточный колорит сюита для оркестра "Шехеразада" Римского-Корсакова и ставшая гимном скифско-азиатской архаичности музыка балета "Весна священная" Стравинского.

Дирижировать Госоркестром России имени Светланова будет Владимир Понькин. Его интерпретации программных симфонических партитур особенно интересны - ведь дирижёр имеет немалый опыт работы в театре. В 1996 году Владимир Понькин был приглашён на пост главного дирижера Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, где им были осуществлены постановки балетов "Укрощение строптивой" М. Броннера, "Ромео и Джульетта" С. Прокофьева, "Суламифь" В. Бесединой, опер "Отелло" Дж. Верди и "Сказка о царе Салтане" Н. Римского-Корсакова, снискавшие большой успех. С 1999 года маэстро активно сотрудничает с театром "Геликон-опера". С 2002 года Владимир Понькин становится главным дирижёром театра и подлинным соавтором главы "Геликон-оперы" Дмитрия Бертмана в целом ряде резонансных постановок, среди которых такие масштабные оперно-симфонические полотна, как "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича, "Лулу" Берга, "Кащей бессмертный" Римского-Корсакова, "Диалоги кармелиток" Пуленка, "Упавший с неба" Прокофьева, "Сибирь" Джордано. Кроем того, с 2002 по 2006 год В. Понькин являлся главным дирижёром Центра оперного пения Галины Вишнёвской.

Помимо работы в театре, В.Понькин много выступает как симфонический дирижёр. Он возглавлял Ярославский симфонический оркестр, Государственный симфонический оркестр кинематографии, Краковский филармонический оркестр (Польша), Государственный симфонический оркестр Московской филармонии, Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н.П. Осипова. В настоящее время занимает пост художественного руководителя и главного дирижёра Кубанского симфонического оркестра.

"Тридцать три минуты, которые потрясли мир", - так скажет о премьере "Весны священной" кубинский писатель и искусствовед Алехо Карпентьер, - причём, потрясли настолько, что взбешённая публика, свистя и топая ногами, не давала закончить спектакль. Стравинский не выдержал и покинул зал, и только благодаря невозмутимости дирижёра Пьера Монтё представление было доведено до конца.

Замысел балета возник у Стравинского ещё в 1910 году. Тогда же он решил, что осуществление этой работы невозможно без участия Николая Рериха. Вацлав Нижинский, для которого "Весна священная" стала последней работой в труппе Дягилева, вновь с неугасимым рвением принялся за создание новой эстетики танца, опираясь на образы художников-фовистов, чьё творчество было ему очень близко.

Никогда ещё балетное либретто не было столь условным, а его герои - столь безликими, лишёнными всякой индивидуальности и даже намёка на интеллект. Музыка Стравинского не предлагала ни одной знакомой ассоциации, не делала ни шага в сторону благозвучия. Она врывалась в сознание необычным сочетанием оркестровых тембров, шокировала перепадами высокого и низкого регистров, сбивала дыхание ломанными ритмами и экстатическим "затаптыванием" ритуального танца. Стравинский создал музыку, которая сама по себе является стилем. Именно поэтому до сих пор "Весна священная" звучит как явление - как стихия, язык которой вечен и непостижим.

Симфоническая сюита "Шехеразада" вошла в историю русского искусства как самый красочный, тонко написанный портрет Востока из всех когда-либо созданных русскими художниками. Восток здесь, конечно же, подан как собирательный образ, что столь характерно именно для русского ориентализма. Обращаясь к сказкам "Тысяча и одной ночи", Римский-Корсаков не ставил перед собой задачи точно передать арабский колорит и последовательно отобразить в программе историю красавицы Шехеразады. По словам композитора, подзаголовки, данные каждой из четырёх частей сюиты, должны лишь направить воображение слушателя по тому пути, которым следовал сам автор. Будучи феноменальным знатоком оркестра, Римский-Корсаков создал невероятно красочную партитуру, богатую, впрочем, не только колористическими находками, но и прекрасными мелодиями. Изысканные танцевальные ритмы, яркие неожиданные контрасты "Шехеразады" послужили основой для создания хореографической партитуры. Балет на музыку Римского-Корсакова, созданный Михаилом Фокиным по заказу Сергея Дягилева, пользовался огромным успехом на спектаклях антрепризы "Русский балет" в Париже.

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Академической Филармонии.