ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 23 ноября 2011 года в Концертном зале имени Чайковского состоится концерт абонемента №23 "Вечера фортепианной музыки".
Исполнитель: Екатерина Мечетина (фортепиано).
В программе:
- ШУМАН - "Бабочки", соч.2; "Карнавал", соч.9
- СТРАВИНСКИЙ - Три пьесы из музыки балета "Петрушка"
- ЧАЙКОВСКИЙ - ПЛЕТНЁВ - Концертная сюита из музыки балета "Щелкунчик"

23 ноября в Концертном зале имени Чайковского состоится сольный вечер Екатерины Мечетиной. Это первый сольный концерт пианистки на этой крупнейшей филармонической сцене. Все вошедшие в программу произведения артистка будет впервые исполнять перед широкой публикой в Москве.

На первый взгляд фортепианные циклы, выбранные Е.Мечетиной для этого сольного вечера, весьма разные. Однако все они стали поворотными в истории фортепианной музыки и сконцентрировали в себе ключевые особенности письма своих авторов. Но главное, что их объединяет - это театральная тематика, следование эстетике театра и сценической драматургии.

Сами названия фортепианных циклов Шумана говорят за себя. "Карнавал" являет собой причудливое маскарадное шествие, среди персонажей которого Пьеро и Арлекин; знаменитые современники Шумана - ставший уже тогда символической фигурой Паганини и почитаемый Шуманом "поэт фортепиано" Шопен; а также вдохновенные, увлечённые высокими идеями члены придуманного Шуманом братства "Давидсбюндлеров": стремительный, ироничный Флорестан и мечтательный, всегда сосредоточенный Эвсебий. Предшествующий "Карнавалу" цикл "Бабочки" - первый опыт создания Шуманом серии пьес в виде карнавально-театрального действа. Большинство образов "Бабочек" предвосхищают неповторимую стилистику зрелого Шумана, квинтэссенцией которой и стал "Карнавал".

В балете "Петрушка" Стравинский использует распространённый в начале XX века драматургический метод "театра в театре". Действующие лица балета не реальные персонажи, а куклы. Поэтому сюжет - кровавая драма о любовном треугольнике, оказывается всего лишь иллюзией, просто кукольным представлением. Но накал страстей такой, что невольно задаёшься вопросом - может это людей превратили в кукол?.. Сам Стравинский заложил в драматургии "Петрушки" эту двойственность, и главные провокации и сомнения заключены именно в музыке. Поэтому не случайно, что сюита из фрагментов "Петрушки" имеет едва ли не более активную сценическую жизнь, чем сам балет: в музыке фортепианного цикла сконцентрирована вся драматургия балета.

Картина обращения к театральной эстетике в фортепианной музыке была бы не полной без сюиты из музыки балета "Щелкунчик" Чайковского. В сознании большинства людей сказка "Щелкунчик" - это именно балетный спектакль, полный чудес и загадочных персонажей. Создать в одном концерте галерею столь разных образов, ярко и зримо изобразить всех персонажей разноликого карнавального шествия - задача, требующая от пианиста большого артистического дарования. И в этом отношении Мечетиной, возможно, на отечественной сцене нет равных: пианистка обладает очень ярким сценическим талантом. А её незаурядные актёрские данные позволили ей не только создать собственный неповторимый сценический образ, но и перевоплощаться в самых разных персонажей, что в дополнении к умению погружаться в различные стили, позволяет артистке с одинаковым успехом исполнять как классико-романтический, так и современный репертуар.

Екатерина получает заслуженно высокие отзывы и о своих интерпретациях Шопена, Листа и Рахманинова, но также признаётся и первоклассным исполнителем Прокофьева и Щедрина. Не случайно Родион Щедрин, впервые услышав Мечетину, доверил ей мировую премьеру своего Шестого фортепианного концерта, который она исполняла на двух легендарных сценах: в Большом зале консерватории в Москве и в Концертгебау в Амстердаме. Уже после первой встречи с Екатериной композитор высоко оценил мастерство и артистизм пианистки: "Екатерина - ярчайший, блистательный талант! За восемь дней она выучила труднейшее сочинение. Кроме комплиментов мне нечего было ей сказать. Она - просто чудо! Сенсация!"

В своей первой сольной программе в Концертном зале имени Чайковского пианистка продемонстрирует своё умение играть музыку не только разных композиторских стилей, но и представит настоящую антологию стилей фортепианной игры. Ведь каждый из композиторов, чья музыка входит в программу, является создателем своего яркого и неповторимого фортепианного стиля, сформировавшего пути развития пианистического искусства на многие годы вперёд. Шуман всегда узнаваем по плетению изысканной фактуры и затейливым способам изложения фортепианной партии. Стравинский именно в фортепианной сюите из музыки балета "Петрушка" формирует новые приёмы игры на рояле: он добивается необычного для своего времени звучания инструмента, используя новые способы звукоизвлечения и фактурные приёмы. Обработка Михаила Плетнёва также демонстрирует совершенно индивидуальные методы переложения оркестровой партитуры. По своим техническим задачам эту транскрипцию можно смело назвать сверхсложной. Не менее сложна она и с точки зрения эмоционального наполнения и раскрытия образов и ситуаций сквозь призму детского восприятия сказки - красивой и страшной. Одним словом, программа клавирабенда Екатерины Мечетиной - настоящее испытание всех возможностей артиста.

Достигнуть высот исполнительского мастерства Екатерине Мечетиной помог не только талант, но и огромная работоспособность и большой опыт. В 10 лет пианистка стала обладательницей Гран-при конкурса "Премия Моцарта" в Вероне и дала свой первый сольный концерт. В тринадцать - завоевала вторую премию и специальный приз "За артистизм и обаяние" на юношеском конкурсе пианистов им. Ф.Шопена в Москве и совершила турне по городам Японии, где за месяц сыграла 15 сольных концертов с двумя разными программами. В шестнадцать - стала самым юным лауреатом конкурса пианистов имени Бузони в Больцано, завоевав приз за лучшее исполнение этюда Листа "Блуждающие огни". Затем последовали другие победы на конкурсах: в Эпинале (II премия, 1999), им. Виотти в Верчелли (II премия, 2002), в Пинероло (Абсолютная I премия, 2003), в Цинциннати на Всемирном конкурсе пианистов (I премия и Золотая медаль, 2004).

Екатерина Мечетина выступала более чем в 30 странах мира на всех континентах (кроме Австралии), на сценах лучших концертных залов, с ведущими оркестрами мира под управлением многих знаменитых дирижёров современности. Помимо сольных выступлений, пианистка представляет камерные программы в ансамблях со многими ведущим музыкантами нашего времени, среди которых В.Спиваков, А.Уткин, А.Князев, а также постоянно сотрудничает с яркими молодыми российскими исполнителями - Н.Борисоглебским, С.Антоновым, Б.Андриановым, А.Огринчуком и другими.

В 2003 году была Екатерина Мечетина удостоена престижной молодёжной премии "Триумф". В 2007 году Национальный комитет общественных наград наградил артистку орденом Екатерины Великой III степени "За заслуги и большой личный вклад в развитие отечественной культуры и искусства". Этот орден вручается только дамам "за заслуги перед Отечеством, за труды и деяния в области общественной и государственной деятельности".

C 2009 года Екатерина Мечетина преподаёт в Московской государственной консерватории. С концертного сезона 2007-2008 гг. Екатерина Мечетина сотрудничает с Московской филармонией в статусе эксклюзивной солистки. Результатом этого партнёрства явился целый ряд разнообразных гастрольных проектов по России, множество интереснейших выступлений в Москве и Санкт-Петербурге и незаурядных программ, зачастую открывающих для публики шедевры классики в новом свете. Открытия обещает и дебютный большой сольный вечер пианистки в Концертном зале имени Чайковского и будем надеяться, что он станет таким же традиционным, как ежегодные весенние сольные концерты пианистки в Малом зале консерватории.

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Академической Филармонии.