ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Принадлежавшие до революции 1917 года семье Строгановых парные работы Лукаса Кранаха-старшего "Адам" и "Ева" стали причиной судебного разбирательства между калифорнийским частным музеем Нортон Саймон и наследницей нидерландского коллекционера Жака Гудстиккера, чьё собрание было реквизировано нацистами в годы Второй мировой войны. Теперь обе стороны пытаются доказать, что являются законными владельцами исключительно ценных произведений искусства первой трети XVI века.

Музей Нортон Саймон приобрел датируемых примерно 1530 годом "Адама" и "Еву" у Георгия Строганова-Щербатова в 1970-1971 годах за $800 тыс. Строганов-Щербатов, в свою очередь, обнаружил принадлежавших его семье до революции 1917 года парных Кранахов в одном из нидерландских музеев в начале 1960-х годов и добился их возвращения. Картины, с 1918 года находившиеся в одном из музеев на территории Киево-Печерской лавры, были тайно проданы советским правительством на аукционе в Берлине в 1931 году. Суд Нидерландов согласился с аргументацией Строганова-Щербатова, считавшего, что национализация 1918 года имущества его предков, в том числе произведений искусства, была незаконной.

Марей фон Захер, единственная наследница Жака Гудстиккера, одного из крупнейших европейских арт-дилеров предвоенного времени, утверждает, что только она является законной владелицей двух работ Кранаха из собрания музея Нортон Саймон. Дело в том, что на берлинском аукционе 1931 года строгановских "Адама" и "Еву" купил именно Гудстиккер. Его прославленная коллекция была реквизирована нацистами, а сам он погиб в 1940 году. После войны часть картин из его собрания оказалась в государственных музеях Нидерландов. Фон Захер, вдова единственного сына Гудстиккера Эдо, в 2006 году добилась через суд признания себя законной владелицей более чем 200 картин, находящихся в музеях Нидерландов. Большую часть этих полотен она намерена продать на аукционе Christie's, сообщает lenta.ru. Первые - апрельские - торги принесли ей $9,7 млн. Ещё две серии предстоят в июле и в ноябре 2007 года.

Примечательно, что Марей фон Захер не добивается от музея Нортон Саймон передачи ей картин Кранаха. Она требует признать себя их законной владелицей, что грозит музею штрафом в $45 млн.