ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 13 декабря 2009 года, в воскресенье Российский национальный оркестр и дирижёр Владимир Юровский в Концертном зале имени П.И.Чайковского, в рамках абонемента №9 представит "Фауст-программу", объединившую в одном концерте музыку от Вагнера и Листа до Шнитке и нашего современника Андрея Семёнова.

Исполнители:
- Российский национальный оркестр. Художественный руководитель и главный дирижер - Михаил Плетнёв. Дирижёр - Владимир ЮРОВСКИЙ.
- Камерный хор Московской консерватории. Художественный руководитель - Борис ТЕВЛИН.
Солисты:
Урсула ХЕССЕ фон ден ШТАЙНЕН (меццо-сопрано, Германия)
Эндрю Уоттс (контратенор, Великобритания)
Маркус БРУТЧЕР (тенор, Германия)
Вячеслав ВОЙНАРОВСКИЙ (тенор)
Стивен РИЧАРДСОН (бас, Великобритания)

В программе:
- А.ШНИТКЕ (75 лет со дня рождения) - "История Доктора  Иоганна Фауста" - кантата для
                                                            тенора, контратенора, контральто, баса, хора и
                                                            оркестра (фрагменты)  - Первое исполнение в
                                                            России.
- БУЗОНИ - Сарабанда и Кортеж из оперы "Доктор Фауст"
- ВАГНЕР - Увертюра "Фауст" к трагедии И.В. Гёте
- ЛИСТ - "Мефисто-вальс" №1
- А.СЕМЁНОВ - "Фауст в аду" - опера в концертном исполнении

13 декабря 2009 года Российский национальный оркестр и дирижёр Владимир Юровский в Концертном зале имени П.И.Чайковского представляет "Фауст-программу", объединившую в одном концерте музыку от Вагнера и Листа до Шнитке и нашего современника Андрея Семёнова.

Последним гением музыки ХХ столетия называют Альфреда Шнитке. Мировая слава пришла к нему при жизни, но это был путь "через тернии к звёздам". Творчество Шнитке, горячо принимаемое слушателям, подвергалось резкой критике чиновников от музыки, враждебно настроенных коллег, всячески замалчивалось на родине, нередко запрещалось к исполнению. Но в любой, самой сложной ситуации Шнитке всегда оставался самим собой.

Мир музыки Шнитке огромен. Он объединял прошлое и настоящее, сиюминутное и универсальное, объединял "вчера", "сегодня", "всегда". Охватывая весь накопленный веками духовный опыт человечества, сводил его в одну точку. В его музыке есть всё - радость и боль, отчаяние и надежда, личное и внешнее, созидательное и разрушительное, реальное и потустороннее и многое другое.

Кантата создана для Венского концертного общества к 125-летнему юбилею Венской  Певческой Академии и впервые была исполнена в заключительном концерте венского фестиваля 19 июня 1983 года под управлением Г.Н. Рождественского. В Москве сочинение было представлено в рамках "Московской осени" 23 октября 1983 года (дирижёр – В. Полянский). В связи с кантатой о Фаусте у Шнитке возник и замысел оперы по тому же литературному источнику, осуществлённый композитором в 1994 году.

"Мало кто так волновал воображение поэтов, писателей, художников, композиторов на протяжении сотен лет, как фигура Фауста. - писал Альфред Шнитке. - В этом образе соединились полярные качества человеческой натуры - божественный огонь природных талантов и бездарная погоня за властью и наслаждениями, величие и чистота помыслов и кощунственное любопытство к злу и грязи, дерзновенная сила порыва и неспособность справиться с силами, разбуженными этим порывом. Как никогда, образ Фауста актуален, сегодня, когда человечество овладело энергией, способной уничтожить или преобразить мир, но не нашло ещё способа обуздать нервную энергию своего склонного к заблуждениям сознания, порождающую недоверие и вражду.

Величайшие писатели и поэты, обращаясь к Фаусту, индивидуально претворяли эту фигуру. Одни (как Гёте) подчеркивали в нём прометеевское начало, другие (как  Марло) видели в нём грешника, но для всех характерно одно: никто из них не нашёл в себе сил  для фарисейского осуждения его, все они сочувствовали ему и искали возможности его спасения. У всех Фауст, погрязший во зле, сохраняет драгоценнейшее качество, отличающее человека, - совесть".

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Академической Филармонии.