ОРЕАНДА-НОВОСТИ. С 21 февраля по 21 апреля 2013 года в Тольяттинском художественном музее будет проходить выставка "На перекрёстке эпох. Русская графика конца XIX - начала XX века" из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

Выставка представляет графическое наследие выдающихся русских художников, работавших в необычайно интересный, насыщенный самыми разнообразными художественными тенденциями период. В экспозицию вошли 40 произведений, выполненных в техниках акварели, пастели, рисунка и печатной графики из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

Общая картина русского изобразительного искусства переломной эпохи конца XIX - начала XX века была необыкновенно сложной, противоречивой и даже пёстрой. Это была удивительная по яркости и оригинальности, невиданная ранее "мозаика", составленная из "материалов" самых разнородных - реализма и символизма, академизма и модерна, импрессионизма и авангарда.

В представленных на выставке графических работах отразились творческие поиски мастеров, сумевших расширить рамки реализма, - Валентина Серова, Исаака Левитана, Михаила Врубеля, художников "Мира искусства", противопоставивших себя Академии художеств и передвижникам, представителей знаковых объединений рубежной эпохи "Голубая роза" и "Союз русских художников".

Именно графика, которая часто становилась полем для экспериментов, оказалась способной к выражению новых художественных принципов, развивавшихся в первую очередь усилиями объединения "Мир искусства". В экспозиции будут представлены работы художников, составлявших ядро этого общества, - Александра Бенуа, Льва Бакста, Евгения Лансере, и самобытных мастеров рубежной эпохи, разделявших в тот или иной период идеи мирискусников, - Филиппа Малявина, Николая Рериха, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой и других.

Особое место в экспозиции занимает графический портрет мирискусников. Стремление к выражению жизни человеческого духа приводит к тому, что излюбленными техниками портретного жанра становятся техники акварели, пастели, гуаши - более, чем масло, соответствующие воплощению эфемерности бытия. Реалистической конкретностью образов отличаются "Женский портрет" Льва Бакста (1901), "Армянка" Евгения Лансере (1922), "Портрет В.М. Соловьёва" (1915) Савелия Сорина, "Автопортрет" Зинаиды Серебряковой (1921).

В работах 25 авторов можно будет проследить не только художественные устремления рубежа веков, но и переплетение человеческих судеб. Так художник Александр Шервашидзе, чей акварельный натюрморт "Веранда со столом и цветами" (1915) вошёл в экспозицию, был в своё время секундантом на дуэли Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва. Представленные на выставке две нежные акварели с крымскими пейзажами дополнят представления о многогранном таланте поэта и самобытного художника Максимилиана Волошина. Выставка для лиц старше 11 лет.