ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 30 марта 2011 года "Сотбис" в Лондоне выставит на торги уникальную коллекцию графики Поля Гогена. Выполненные во Франции и на Таити между 1894 и 1902 годами, эти произведения, несомненно, одни из лучших в графическом наследии Гогена. Одновременно это самое значительное, выставляемое на публичную продажу за последние годы, собрание печатной графики Гогена.

У этих десяти произведений Гогена из коллекции Стэнли Дж. Сигера безупречный провенанс, в большинстве случаев приводящий непосредственно к самому художнику. Они станут ведущими лотами торгов Сотбис в категории "Старые Мастера: печатная графика ХХ века".

Своим новаторским подходом Гоген поднял художественный уровень монотипии, прорисованной монотипии и ксилографии на невиданную для своего времени высоту. Приехав на Таити без каких-либо печатных приспособлений, художник разработал свою технику прорисованной монотипии, или, как он её ещё называл, "печатного рисунка", позволяющую получать оттиски с контурным изображением на цветном фоне.

"Сидящая таитянка" (1901-1902 гг.) - прекрасный пример монотипии, выполненной в этой технике. Эта работа с коричнево-чёрной штриховкой и рисунком, выполненным красным карандашом на обороте, свидетельствует о настоящем прорыве, который Гоген совершил в этой традиционной технике.

Кроме того, Гоген добился тончайших световоздушных эффектов, сочетая выразительные возможности монотипии и ксилографии в одном оттиске - как, например, в Oviri (Дикарка). Здесь оттиск, полученный с деревянной доски, словно растворяется в дымке, благодаря дополнительной проработке поверхности полученного изображения ещё и тушью. Oviri на таитянском языке означает "дикий". Это мистическое существо из таитянской мифологии фигурирует в целом ряде работ Гогена.

Гоген себя тоже называл "дикарём" и работами на эту тему демонстрировал своё желание вернуть первобытную культуру в западную цивилизацию. В письме, датированном 1900 годом, художник просит одного из своих первых биографов Даниэля де Монфреда выслать одну из керамических скульптур для своей могилы на Таити. В работе Oviri, созданной в 1894 году, Гоген использует также акварель, а фон расцвечивает от руки бледно-голубым, жёлтым и зелёным. Именно столь богатое сочетание различных графических техник - монотипии, ксилографии и ручной раскраски дают потрясающий художественный эффект. Мифическая Oviri словно прорастает из недр земли.