ОРЕАНДА-НОВОСТИ. С 9 сентября по 2 октября 2011 года в галерее "Триумф" пройдёт выставка Александра Виноградова и Владимира Дубосарского "За отвагу". Новый проект дуэта посвящён Дню победы и ветеранам, которых становится всё меньше и вместе с которыми уходит в историю и сам праздник, самый человечный в современном Отечестве.

Несмотря на практически плакатную гладкость, образ победы у Виноградова и Дубосарского диссонирует с чётким и всецело поддерживаемым современной властью императивом патриотичности. А сам проект является не столько попыткой запечатлеть для потомков последних, по выражению самых художников, "праведников земли русской", сколько комментарием к современной истории России, власть которой скорее спекулирует на истории, чем чтит её. Если для советских людей события 1941-1945 годов были метафизической "священной войной" (ведь возможная победа противника воспринималась как действительный "конец истории"), то для инженеров новой государственной идеологии это всего лишь набор фактов, имён и дат, из которого удобно складывать пафосные нарративы.

Тема войны, и прежде всего Отечественной войны, появилась в творчестве Виноградова и Дубосарского именно как реакция на официоз. Ещё в середине нулевых художники, по собственным словам, ощутили потребность высказаться на эту тему, отдав дань погибшим и выжившим в работе 2004 года "Памяти павших". Скромный образ - непритязательные полевые цветы в вазах на застеленном клеёнкой столе - стал эпиграфом к панорамному проекту "За отвагу". Виноградов и Дубосарский вернули нас к реальности. Создав портретную галерею людей, в которых не было и нет ничего героического, - хрупких старушек, крепящихся, но уже согнутых грузом пережитого стариков, - художники напомнили о том, что победа была завоевана не сверхчеловеками, а далась сверхчеловеческим усилием обычных людей, которые отстояли жизнь, "смертию смерть поправ". При этом Виноградов и Дубосарский взяли на себя смелость быть не только морализирующими, но и моральными художниками, актуализировав давно забытую максиму Дени Дидро о том, что художнику необходимы два качества: чувство нравственности и чувство перспективы. В нашем случае перспективы исторической.