ОРЕАНДА-НОВОСТИ. С 23 февраля по 10 мая 2011 года в Московском Доме фотографии будет проходить выставка "Феллини. Гранд-парад".

В 2010 г. фильм Феллини "Сладкая жизнь" (1960) отметил 50-летие, - а в 2011-м выставка "Феллини. Гранд-парад" доказывает, что творчество великого режиссёра остаётся и по сей день весьма актуальным. Проект задуман как исследование личности Феллини и его окружения, которое помогало создавать шедевры кинематографического искусства. Кураторами экспозиции предпринята попытка найти источники вдохновения того, чьё имя в ХХ веке стало именем нарицательным, образовав прилагательное "феллиниевский": феллиниевский мир - это синоним мира яркого, порой экстравагантного, мира гротеска.

Материал, сопровождающий фильмы Феллини, полон открытий и сюрпризов. Отрывки из документальных фильмов покажут художника за работой. За свою сорокалетнюю творческую карьеру Феллини ни на секунду не прекращал поиск и развитие. Неореалист в начале пути, Феллини ассистирует Росселлини в фильме "Рим, открытый город" (1945) и в фильме "Земляк" (1946); фильм Росселлини "Чудо" (1948) снят по сценарию Феллини, а сам Феллини появляется в кадре в образе "святого Иосифа" рядом с Анной Маньяни. Затем Феллини становится режиссёром. После фильма "Дорога" (1954) его записывают в католические кинематографисты, а левые обвиняют его в предательстве. Но ситуация меняется после выхода в свет "Сладкой жизни" - теперь левые славят его гениальность, а церковь разражается гневной критикой… Но для Феллини было важно другое: он радикально меняет все правила построения сюжета, разлагает структуру рассказа, переосмысляет кино. Как свободный человек, не связанный ни с какими движениями, он продолжает работать, как работал. Фильм "Восемь с половиной" (1963) стал новой вехой в творчестве режиссёра: размышления Феллини о роли кино, мысли о творчестве толкают его на преодоление границ реальности для исследования таинственного воображаемого мира. Воспоминания детства, бессознательное, сны врываются в его творчество и служат предлогом для появления на экране фигуры режиссёра. С этого момента сам Феллини постоянно присутствует в фильмах, и это во многом способствует созданию феллиниевского мифа.

Куратору проекта Сэму Стурдзе удалось связаться с большинством фотографов, работавших на съемочных площадках с Феллини, исследовать архивы его сотрудников.

Выставочный проект "Феллини. Гранд-парад" преследует две цели: с одной стороны, заново взглянуть на творчество великого режиссёра, с другой, по-новому взглянуть на жанр киновыставок. Экспериментируя с построением выставки, куратор зачастую не ограничивал себя жёсткими рамками фильмографии Феллини, обращаясь к визуальному опыту ХХ века в целом. Конечно, прошлое столетие было веком кинематографа, - но вместе с тем, и веком газет, телевидения и рекламы, веком изображений, или, точнее, веком производства изображений.

Не желая превращать выставку в автобиографический экскурс, организаторы отошли от хронологического порядка, и решили показать мир Феллини через основные идеи режиссёра. Выставка строится на образах - образах, которые его вдохновляли, о которых он мечтал, которые он создавал. Противопоставление и чередование этих образов создаёт диалог между фотографиями и фильмами, между образами неподвижными и движущимися.


Выставка состоит из четырёх больших разделов. В каждом из них разворачиваются независимые истории. Здесь можно встретить излюбленные темы Феллини. Это мюзик-холл и цирк, карикатура и романы-фотографии, морские чудовища и рок-н-рол, реконструкция реальности на студии Чинечитта, женщина со всём её многообразии, двусмысленность религиозного чувства, реальность, испытанная воображением, психоанализ и сны, отношение к СМИ, любовь к иллюстрированной прессе, отвращение к телевидению и презрение рекламы (при том, что Феллини был участником трёх рекламных кампаний!), изобретение слов папарацци и дольче вита…

На выставке будут представлены фотографии, рисунки, журналы, афиши, а также отрывки из фильмов, кинопроб, любительского кино, хроник того времени и интервью. Многие произведения и материалы выставляются впервые.

Многие фотографы дружили с Феллини и сопровождали его, когда он работал над фильмами. На выставке эти фотографии станут для зрителя как бы проводниками по закулисному миру произведений Феллини. В выставке участвуют фотографы: Гидеон Бахманн, Дебора Бир, Миммо Каттаринич, Ампелио Чольфи, Освальдо Чиварини, Микеланджело Дураццо, Пьерлуиджи, Дж.Б. Полетто, Поль Рональд, Тацио Секкьяроли. Отдельное место займут цветные фотографии Поля Рональда к фильму "Восемь с половиной" и неопубликованные работы Деборы Бир к фильмам "Город женщин", "Джинджер и Фред" и "Пароход плывёт".

Отрывки из фильмов Феллини, кинопроб, любительского кино и хроник демонстрируются на экранах при помощи специально сконструированной установки, создавая диалог между неподвижными и движущимися изображениями. В экспозицию также вошли неизвестный любительский фильм о съёмках "Сладкой жизни" и псевдо-реклама, созданная Феллини для фильма "Джинджер и Фред"…