ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 17 января 2010 года, в воскресенье в Камерном зале Московской Государственной филармонии в концерте "НЕдетские сказки" будут представлены 2 камерные оперы Александра Чайковского на сюжеты произведений А. С. Пушкина: "Царь Никита и сорок его дочерей" и "Мотя и Савелий" (московская премьера). Это первый концерт абонемента "Камерные оперы в Камерном зале".

Солисты: Алексей МОЧАЛОВ (бас), Анатолий БОГОМОЛОВ (тенор), Солисты Национального академического оркестра народных  инструментов России имени Н.П.Осипова: Евгений ВОЛЧКОВ (домра), Юлия НЕВЕРОВА (домра альт), Данил СТАДНЮК (баян), Алексей ВОРОБЬЁВ (балалайка контрабас).
Режиссёры-постановщики: Мария КАТОМИНА, Радомира ПОЛЗУНОВА

Идею положить на музыку "Царя Никиту и сорок его дочерей" Александру Чайковскому  подсказали музыканты "Терем-Квартета", они же и первые исполнители. О чём нескромная сказка Пушкина - знает каждый школьник. Написать оперу на этот фривольный сюжет к 200-летию символа русской словесности было чистой воды хулиганством и абсолютно в духе композитора Александра Чайковского. Хотя в этой сказке, написанной 22-летним повесой, во время первой ссылки в Одессе, нет ни одного неприличного слова, только смыслы. После премьеры в 1997 году опера "Царь Никита и сорок его дочерей" исполнялась много раз во "фрачных" и сценических версиях, был и кукольный вариант. А в 1999 году в рамках торжеств, посвящённых юбилею А.С. Пушкина, опера была представлена в Сент-Джеймском дворце перед принцем Чарльзом. Для этого представления был даже сделан специальный эквиритмический перевод, чтобы для принца в поэзии Пушкина не осталось непонятных мест.

"Мотя и Савелий", написанная тоже по подсказке "Терем-Квартета" после успеха "Царя  Никиты…", по сути музыкантский капустник. По сюжету два деклассированных элемента из бывших музыкантов разговаривают  друг с другом текстами пушкинского "Моцарта и Сальери", причём текст идёт с конца на начало, не теряя при этом логики развития. У Пушкина Моцарт и Сальери выпивают по ходу действия, Мотя и Савелий А. Чайковского тоже не отказываются от этого драматургического приёма.

17 января в Камерном зале Московской филармонии обе оперы будут впервые исполнены не музыкантами "Терем-Квартета". А.Чайковский  доверил их ансамблю солистов Национального академического оркестра народных инструментов России  имени Н.П.Осипова. Солисты - Алексей Мочалов (бас) и Алексей Богомолов (тенор). Постановка выпускницы РАТИ (ГИТИС) Радомиры Ползуновой.

В рамках абонемента "Камерные оперы в Камерном зале" также будут представлены 17 февраля опера Игоря Егикова "Страсти по Живаго" к 120-летию со дня рождения Бориса Пастернака по мотивам романа "Доктор Живаго", московская премьера "Витамина роста" Леонида Десятникова, камерная опера для четырёх солистов и фортепиано по Олегу Григорьеву, автору стихов про "маленького мальчика", и "Тщета золота" Бенджамина Бриттена.

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Филармонии.