ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского в декабре пройдут концерты, посвящённые 150-летию Яна Сибелиуса и 245-летию со дня рождения Л. ван Бетховена.
Малый и большой зал консерватории раскроют свои двери почитателям творчества композиторов 8, 11 и 19 декабря.
К 150-летию со дня рождения Яна Сибелиуса на сцене Малого зала Консерватории 8 декабря выступит один из лучших виолончелистов мирового масштаба, маэстро Александр Рудин. Сегодня музыкант является безусловным лидером российской исполнительской школы. Его артистический почерк отличает неповторимо-естественная и обаятельная манера игры, а неизмеримая глубина интерпретаций и тонкий вкус музыканта превращают каждое его выступление в изысканный шедевр.
В концерте принимает участие специальный гость из Финляндии, пианист Юхани Лагерспец. В программе – известные произведения Сибелиуса, а также Фантазия до мажор Шуберта.
11 декабря сцена консерватории будет отдана для выступления камерного хора Московской консерватории под руководством дирижёров Александра Соловьёва и Феликса Коробова, Рувим ОСТРОВСКИЙ (фортепиано) и студенты и аспиранты вокального факультета.
В Малом зале пройдет концерт, посвящённый 150-летнему юбилею финского композитора Яна Сибелиуса и датского композитора Карла Нильсена. На сцену выйдут два прославленных музыкальных коллектива Московской консерватории – Камерный хор под управлением его художественного руководителя и дирижера, доцента МГК Александра Соловьева и Камерный оркестр под управлением его художественного руководителя и дирижера, заслуженного артиста России Феликса Коробова.
"Камерный хор Московской консерватории, основанный профессором Борисом Тевлиным, в полной мере соответствует всем высшим критериям оценки мастерства", – говорит ректор Московской консерватории Александр Соколов. Многократный лауреат всероссийских и международных конкурсов, постоянный участник престижных музыкальных фестивалей с мировым именем, коллектив активно гастролирует в России и за рубежом. Главное творческое направление хора – исполнение сочинений отечественных и зарубежных композиторов XX-XXI веков, в их числе: Э. Денисов, А. Лурье, Н. Сидельников, И. Стравинский, А. Шнитке, А. Шёнберг, В. Арзуманов, К. Бодров, С. Губайдулина, Г. Канчели, Р. Леденёв, А. Чайковский, Т. Шахиди, Р. Щедрин, А. Эшпай, Э. Элгар, К. Нюстедт, К. Пендерецкий, Й. Свидер, Дж. Тавенер, Р. Твардовский, Э. Ллойд-Уэббер и др.
Камерный оркестр Московской консерватории был организован в 1961 году народным артистом Армянской ССР, лауреатом государственной премии СССР, профессором М.Н. Тэрианом. Тогда в его состав вошли студенты и аспиранты консерватории, воспитанники Д.Ф. Ойстраха, Л.Б. Когана, В.В. Борисовского, С.Н. Нушевицкого и самого М.Н. Тэриана.
"Камерный оркестр Московской консерватории превзошёл свою собственную легенду. Здесь очень талантливая молодёжь, это оркестр, демонстрирующий своё великолепие и понимающий основную мысль интерпретатора", – комментирует зарубежная пресса.
В концерте принимает участие заслуженный деятель искусств Республики Карелия, пианист Рувим Островский, а также студенты и аспиранты вокального факультета.
19 декабря в Большом зале Консерватории выступит сводный хор Казанской и Московской консерваторий, Симфонический оркестр Казанской консерватории. Дирижер –Лео Кремер, Александр БОНДУРЯНСКИЙ (фортепиано). В концерте принимают участие – Екатерина Лейдер (сопрано), Екатерина Воронцова (меццо-сопрано), Герман Рудницкий (тенор), Тимофей Павленко (бас).
В программе: Бетховен - Концерт №5 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор, соч.73; Месса до мажор, соч.86.
В декабрьские дни, среди юбилейных дат Московская консерватория отметит 245 лет со дня рождения одного из величайших гениев нашей культуры – композитора Людвига ван Бетховена. 19 декабря в Большом зале состоится исполнение его музыки: Пятого ("Императорского") концерта для фортепиано с оркестром и Мессы до мажор. В этом проекте объединятся творческие силы двух российских консерваторий – Москвы и Казани, – которые возглавит известный немецкий органист и дирижер Лео Крамер.
Месса до мажор ор. 86 была создана Бетховеном в 1807 году по заказу князя Николая II Эстергази. Композитор, окончив работу, писал князю: "При вручении Вам моей мессы, я буду испытывать трепет, ибо ведь Вы, светлейший князь, привыкли к тому, чтобы у вас исполнялись неподражаемые шедевры великого Гайдна". Известно, что сочинение Его Сиятельству не понравилось: "Месса Бетховена невыносимо смешна и дурна, и я не уверен, чтобы ее вообще можно было пристойно исполнить; из-за этого я испытываю гнев и стыд". Свое отношение князь прилюдно высказал и Бетховену, что оскорбило автора и привело к разрыву отношений. А Месса благополучно пережила «тяжелые времена», и вызывает у слушателей не меньшее восхищение, чем последующая спустя четверть века "Торжественная месса".
Пятый фортепианный концерт Бетховен создавал в 1808 – 1809 годах, негласный подзаголовок «Императорский» связан необычайными для этого жанра масштабами и героической атмосферой музыки. А посвящен он австрийскому эрцгерцогу Рудольфу – человеку отнюдь не воинственному, напротив, имевшему склонность к творчеству. Он брал уроки композиции у Бетховена, и до нас дошли его сочинения, во многом подражающие стилю учителя.
Первая часть концерта вошла в историю как пример невероятно протяженной формы, превышающей аналогичные аллегро в симфониях 1800-х годов самого Бетховена. Вторая часть, ария-ноктюрн, пронизана духом сакральности, а финал вновь возвращает в стихию праздничной героики.