ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 14 декабря 2014 года, в воскресенье в Рахманиновском зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского состоялась мировая премьера монументального цикла "24 прелюдии и фуги" для фортепиано, созданного композитором Всеволодом Петровичем Задерацким в колымском лагере ГУЛАГа в 1937-39 годах. Исполнение цикла одновременно является презентацией его первого полного издания.

Исполнители: Владимир ОВЧИННИКОВ, Екатерина МЕЧЕТИНА, Андрей ГУГНИН, Никита МНДОЯНЦ, Арсений ТАРАСЕВИЧ-НИКОЛАЕВ, Федор АМИРОВ (фортепиано)


Первое полное исполнение цикла через 75 лет после создания делает премьеру уникальным событием ещё и потому, что цикл прелюдий и фуг во всех тональностях В.П. Задерацкого - первый опыт возрождения барочного жанра в ХХ веке, предшествовавший известным творениям Хиндемита и Шостаковича.

Создание подобного произведения в условиях каторжного лагеря - явление беспрецедентное. Карандашная запись цикла осуществлена на бумажных обрывках и телеграфных бланках, оказавшихся в распоряжении композитора. Тем не менее, цикл Задерацкого признан выдающимся музыкальным явлением первой половины ХХ века.

Запоздалость премьеры обусловлена, прежде всего, обстоятельствами жизни композитора (1891-1953). В 1916 году он завершает полный курс композиции в Московской консерватории в классах С. Танеева и М. Ипполитова-Иванова. В 1915-16 годах он был одним из музыкальных воспитателей наследника царского престола цесаревича Алексея. С 1916 по 1918 он - участник боевых действий на полях Первой мировой войны. С 1918 по 1920 - офицер в Белой Добровольческой армии А. Деникина. После пленения в 1920 году по личному распоряжению Дзержинского, сохранившему В.П. Задерацкому жизнь, его ссылают в Рязань, где трижды арестовывают и помещают в тюрьмы, а в 1926 подвергают уничтожению всё им созданное. На протяжении дальнейшей жизни В.П. Задерацкий был лишён гражданских прав, права на жизнь в крупных городах, прав на издание, публичное исполнение сочинений, вообще на публичное упоминание имени. Союз композиторов, членом которого он являлся со дня основания организации, как это часто бывало в СССР, делал так, чтобы его имя и творчество оказались сокрытыми и неизвестными. Инерция забвения его имени простиралась вплоть до нашей новой истории, когда его творчество обретает жизнь - сначала на Украине, где прошли последние годы жизни композитора, а с 2000-х - в России и в мире (в Европе и США).

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского.