ОРЕАНДА-НОВОСТИ. С тысячелетней историей произведений классического искусства исламского мира 1X-X1X веков из Фонда Марждани познакомит публику выставка "Девяносто девять имён Всевышнего". Экспозиция открылась сегодня в Государственном музее изобразительных искусств /ГМИИ/ имени Пушкина в Отделе личных коллекций, передает ИТАР-ТАСС.

"Для выставки было отобрано 99 подлинных шедевров из коллекции Фонда, - сообщила директор ГМИИ Ирина Антонова. - В нашем музее отсутствуют значимые артефакты этого раздела мировой художественной культуры. Мы надеемся, что экспозиция существенно восполнит знание нашими зрителями искусства ислама и явится вкладом в научную, выставочную и образовательную деятельность музея".

Экспозиция готовилась два года и развернулась в шести залах музея. "Смотр состоит из трёх разделов, которые соответствуют основным историческим эпохам: от рождения ислама до монгольского нашествия, времени Чингисидов, постмонгольскому периоду", - пояснила ИТАР-ТАСС куратор Галина Ласикова.

Представленная коллекция уникальна по концентрации шедевров. По словам куратора, у публики появилась редкая возможность увидеть древние миниатюры - после показа на выставке они будут "отдыхать" в течение трёх лет.

Выставка построена по хронологическому принципу, благодаря чему посетители смогут проследить как с течением веков под действием исторических событий менялся характер исламского искусства, как он развивался и какие факторы оказывали влияние на его развитие.

В первом разделе представлены произведения из Северной Африки, Сирии, Ирака, Ирана, Средней и Малой Азии - резное стекло, росписи люстром и эмалевыми красками по глазурованной керамике, инкрустация по металлу. Один из самых ранних артефактов - курильница из бронзы и латуни X века из Ирана, крышку которой украшает растительный орнамент. Там же показаны керамические чаши с изображениями людей и животных, каллиграфическими надписями, листы Коранов и другие произведения.

Второй раздел знакомит публику с искусством Монгольской империи и представляет экспонаты, созданные на территории от Китая до степей Восточной Европы. Обращает на себя внимание головной убор замужней монгольской женщины из златотканого шёлка, созданный в конце XIII-XIV веков на территории империи Юань. Публика увидит и височные кольца, поясные наборы, украшенные филигранью, перегородчатой эмалью, гранатом и бирюзой.

Произведения дворцовых мастерских поздних мусульманских правителей - Мамлюков, Османов, Тимуридов, Сефевидов и других - показаны в третьем разделе. Там широко представлены миниатюры, рукописи и текстиль - изделия, снискавшие мировую славу для мусульманского искусства. По словами организаторов, ювелирное искусство миниатюры требовало больших усилий: над созданием изображения трудились каллиграфы, орнаменталисты, позолотчики и подмастерья. Внимание публики, несомненно, привлекут 11 листов из рукописи Корана, созданного в Иране в 1430-1440-е годы. Особенностью этого списка является цветная бумага, на которой он выполнен. Каждый лист содержит текст и изображение, выполненное золотыми линиями.

Фонд Марждани был создан в 2006 году, его цель - содействие реализации проектов в области гуманитарных наук, культуры и искусства.

Выставка в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина будет работать до 26 мая.