ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 18 января 2012 года в Центральном доме художника (Крымский вал, д.10 - залы 22-27) впервые за последние 30 лет откроется крупная ретроспективная выставка графики и живописи выдающегося русского художника, иллюстратора, народного художника СССР, лауреата государственной премии СССР Виталия Горяева (1910-1982).

На выставке будет экспонироваться около 1500 работ, разделённых по десятилетиям: 1930-е, 1940-е, 1950-е, 1960-е, 1970-е и 1980-е годы. В отдельный блок войдут около 60 работ - карикатур В. Горяева для журнала "Крокодил". В витринах будут представлены редкие оригиналы книг с иллюстрациями В. Горяева.

Все мы в детстве читали стихи Агнии Барто, увлекались "Приключениями" Тома Сойера и Гекльберри Финна Марка Твена, следили за гимнастом Тибулом и девочкой Суок Юрия Олеши. И всегда смотрели на этих литературных героев глазами Виталия Горяева. Иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя и Достоевского вошли в золотой фонд отечественной книжной графики.

Виталий Горяев начал заниматься графикой в середине 1930-х. В этот период советская графическая школа переживала подъём, живы были традиции начала века, которые развивала мощная когорта новых советских рисовальщиков. А. Дейнека и В. Фаворский были учителями Горяева. Кукрыниксы, М.Черемных, Л.Сойфертис, Д.Бисти, Г.Верейский - его современники. В таком окружении нелегко было выработать свой узнаваемый подчерк, выделиться. Горяев смог. И в журнале "Крокодил", в котором он проработал более полувека, и в военных "ОКНАХ ТАСС", журнале "Фронтовой юмор", газете "Красноармейская правда", и в работе над книгами О. Генри и М. Твена, рисуя страну, которую доселе никогда не видел.

Интересно, что художником Горяев стал с лёгкой руки Владимира Маяковского. Он показал поэту свои стихи; Маяковского они не вдохновили, зато совершенно поразили рисунки на полях. "Слушай. Ты художник. Тебе нужно учиться", - вспоминал впоследствии Виталий Горяев свой разговор с Маяковским.

Горяев вошёл в историю искусств, в первую очередь, как книжный график и иллюстратор. Мало, кто знаком с его живописью.

"В 60-70-е годы, несмотря на всеобщее признание, отец постоянно подвергался ретроградной критике. Вице-президент Владимир Кеменов, тогда главный искусствовед и критик Академии художеств, считал Виталия Горяева слишком левым и авангардным. По этим причинам его не принимали в академию 17 лет подряд, что для Народного художника СССР и Лауреата Государственной премии СССР было уникально", - вспоминает сын В.Н. Горяева народный художник РФ Сергей Горяев. Для сохранения и пропаганды творческого наследия отца Сергей Горяев создал и возглавил некоммерческий фонд "Музея художника В. Горяева".

То, что зрители увидят сейчас, на выставке, посвящённой и 100-летию со дня рождения, и 30-летию со дня смерти Виталия Горяева, едва ли не впервые представит столь полно творческое наследие мастера - прекрасного графика и оригинального живописца.

Как большинство щедро одарённых людей, Виталий Горяев был и интересным собеседником, внимательным наставником творческой молодёжи, незаурядной личностью. Его друзьями были С. Урусевский, О. Верейский, А. Твардовский, Б. Ливанов, Рокуэл Кент, Антон Рефрежье, Н. Леже, Г. Товстоногов, Ж. Эфель, И. Андронников.

Произведения В.Н. Горяева находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, в десятках ведущих музеев России и за рубежом.