ОРЕАНДА-НОВОСТИ. На большой экран выходит "фильм не для всех". Так о нём пишут критики, а ещё они называют эту ленту самой ожидаемой картиной десятилетия. Экранизацию культовой книги братьев Стругацких "Трудно быть богом" показывают спустя пятнадцать лет с начала съёмок.

После окончания фильма большинство зрителей покидало кинозал в гробовом молчании, пишет amic.ru.

Последнюю работу Алексея Германа ждали с большим нетерпением, но с ещё большей опаской. После мировой премьеры в Риме критики наперебой стали говорить об излишней физиологичности картины, её тяжёлой атмосфере. А Умберто Эко даже закончил своё эссе о фильме словами "Добро пожаловать в ад".

Всё это так. В фильме много телесного, в прямом смысле слова. Именно поэтому, очень немногие зрители согласились высказать своё мнение о фильме. 

"Излишне живописно. Это перебор. Фактура, фактура, фактура, которая сама себя начинает уничтожать. На мой взгляд это, конечно, не правильно", - считает зритель.

"В других фильмах, я по себе знаю, не смогла бы смотреть, как внутренности вываливаются. Здесь я смогла. На самом деле, я не могла оторвать взгляд. Мне было интересно, что же будет дальше", - добавляет зрительница.

"Нужно разбираться. Нужно прочитать Стругацих. Нужно понять контекст. Мне кажется, этот фильм не может существовать отдельно от книги", - уверен участник показа.  

Представившая зрителям премьеру соавтор сценария и вдова режиссёра Светлана Кармалита сразу оговорилась: фильм, до последнего кадра, был смонтирован Германом. Она к монтажу картины, как об этом писали журналисты, отношения не имеет. Светлана с сыном, по записям режиссёра, лишь исправили звук в некоторых эпизодах. К деталям Герман был придирчив. Дотошностью этой мучил и себя, и съёмочную группу.

"Каждый костюм, каждый угол декораций шёл в работу только после подписи Алёши… И, наконец, когда всё уже было готово и наступал момент, когда он должен был говорить слово "камера", этого слова Герман не произносил. День, два, три", - вспоминает киносценарист, заслуженный деятель искусств России Светлана Кармалита. 

"Трудно быть богом" критики уже окрестили "головоломкой для киноведов", подчёркивая необыкновенную для современного кино широту осмысленных автором тем. Тут и критика тоталитаризма, и опасность социальных экспериментов. Особняком стоит главный германовский тезис: утверждать добро насилием нельзя. Но иногда, как у главного героя фильма, другого не остаётся. И за отказ быть Богом и обретение человечности придётся заплатить немалую цену.