ОРЕАНДА-НОВОСТИ. С 26 апреля по 19 мая 2013 года в Мультимедиа Арт Музее, Москва пройдёт выставка " … Влекут за собой … ".

Точное, многозначное название придумал куратор Павел Хорошилов для выставки, репрезентирующей одну из линий своего фотособрания: женское в сталинскую эпоху. Телесность обнажённая и запрятанная в прозодежду. Влечение сексуальное и влечение к социальному равноправию, огосударствленное властью и позволяющее передовой советской женщине увлекать за собой массы в едином трудовом порыве. И, наконец, репрессивный контекст: ответственность за противоправное высвобождение сексуального, неминуемо влекущее за собой меры социальной защиты - статьи Уголовного кодекса. Изменились времена и нравы, канули в лету идеологические догмы и амбициозные прожекты по переделке мира и человека… Но простое рассматривание чёрно-белых фотографий знаменитых и безвестных мастеров вызывает какую-то немузейную, тем более не архивную реакцию: живое соприкосновение со страхами и страстями, массовыми порывами и стойким желанием сохранить во что бы то ни стало, двигаясь в обобществленной телесной лаве, что-то своё, частное, запретно интимное… Словом, есть в этих фотографиях что-то такое, что по-прежнему влечёт за собой сопереживание…

Экспозиционная история хронологически начинается с ню русских пикторалистов. Собственно, они продолжали в новых, советских условиях установку, которой следовали с начала века. В последние десятилетия ХIХ века фотография обнажённой натуры бытовала в полуподвальном этаже не только художественной культуры, но собственно - эротического жанра, статус которого был полузапретный, существование - потаённым. Русская фотография, в процессе осознания своих целей и возможностей, высвободила жанр фотографии обнажённого тела от функциональных пут и обязательств культурного и нравственного "полуподвала". Однако социально-политическая ситуация, в которой оказались пикториалисты, стремительно менялась. И дело даже не в их взаимоотношении с фотоавангардом - явлением, вытеснявшим их со сцены актуального искусства.

Уже упоминавшиеся марксистские феминистки оперировали понятием класс, что само по себе исключало индивидуальные эксцессы сексуальности. В тридцатые годы государство вообще взяло курс на строгий контроль над общественной нравственностью.

Советский фотоавангард в целом так же можно назвать антителесным. С очень важной корректировкой: он был равнодушен к индивидуальной, интимной телесности. Ему был в высшей мере свойствен пафос служебности, функциональности, орудийности. Разумеется, все эти "большие батальоны" неразумно было бросать в бой за "интимные отношения" отдельных людей. Служить классу - одно дело, репрезентировать отношения индивидуальностей, - совсем другое. Не индивидуальное, но коллективное тело - вот что занимало советский фотоавангард.